ЦУР4: экологическая грамотность

Авторы

  • Екатерина Сергеевна Колина Институт стратегии развития образования Российской академии образования

DOI:

https://doi.org/10.25726/s9175-3131-7853-c

Ключевые слова:

экологическое образование, экологическая грамотность, образовательные ситуации, экологический след, экологическая культура, системность, непрерывность

Аннотация

В содержании современного образования важной составляющей является экологическое образование, которое направлено на формирование основ экологической грамотности, экологической культуры и экологического мышления. Акцент на экологическое образование прослеживается и в нормативных документах. Экологическое образование должно быть непрерывно и системно должно быть реализовано не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Один из важных показателей экологического образования является экологическая грамотность. Однако до сих пор нет единого мнения по трактовке этого понятия. В Концепции экологического образования разработанной ФУМО даны рекомендации как реализовать экологическое образование на разных ступенях обучения в школе. В начальной школе ключевым является формирование основ экологической грамотности и овладение основными экологическими понятиями, в средней и старшей школе сформирование экологической грамотности продолжается в урочное и внеурочное время возможно с помощью образовательных ситуаций. В статье рассмотрены основные особенности конструирования образовательных ситуаций. Следуя логике декомпозиции конечного результата экологического образования – экологической культуры – мы предположили, что в образовательной ситуации должны быть представлены все ее компоненты – аксиологический, технологический, личностно-культуротворческий, а также семиотический и рефлексивно-оценочный. Опытно-исследовательская работа по конструированию и реализации пятикомпонентной модели образовательных ситуаций показала, что при сохранении ее общей структуры (введение, проблемная ситуация, мотивирование, проектирование решения, выполнение действий, рефлексия и анализ), содержание и взаимодействие ее компонентов переосмысливаются.

Библиографические ссылки

Глазачев С.Н., Кашлев С.С., Марченко А.А. Экологическая культура учителя: методическая система, педагогические технологии, диагностика. М.: Гори зонт, 2004.

Дерябо С.Д, Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 476 с.

Дзятковская Е.Н. К вопросу о педагогических показателях формирования экологической культуры личности // Science and world. 2022. № 9 (109) С. 59-62

Концепция экологического образования в системе общего образования. Одобрена решением федерального учебно методического объединения по общему образованию, протокол от 29 апреля 2022 г. № 2/22

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2021 года N 287).

Capra 1996 – Capra F. The web of life: A new scientific understanding of living systems. Anchor, 1996

McBride B.B., Brewer C.A., Berkowitz A.R., and Borrie W.T. Environmental literacy, ecological literacy, ecoliteracy: What do we mean and how did we get here? Ecosphere. 2013. 4 (5):67.

Roth 1968 – Roth C.E. Curriculum Overview for Developing Environmentally Literate Citizens. 1968.

Загрузки

Опубликован

2022-12-01

Как цитировать

1.
Колина ЕС. ЦУР4: экологическая грамотность. УО [Интернет]. 1 декабрь 2022 г. [цитируется по 3 июль 2024 г.];12(11):199-204. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/695