Совершенствование внеурочной деятельности по развитию познавательных интересов младших школьников
DOI:
https://doi.org/10.25726/n4354-3761-7234-nКлючевые слова:
младшие школьники, познавательные интересы, внеурочная деятельность, кружок, научное общество, детско-взрослая общностьАннотация
Автором статьи представлено описание теоретической и опытно-экспериментальной работы по развитию познавательного интереса младших школьников. Приводится авторское определение познавательного интереса и рассматриваются возможности использования внеурочной деятельности для его развития. Автором предложен ряд современных направлений совершенствования внеурочной деятельности как синтеза возможностей по развитию познавательных интересов младших школьников. В статье описана авторская модель развития познавательных интересов младших школьников во внеурочной деятельности и представлены результаты ее апробации. Результаты исследования можно считать достоверными, поскольку увеличение уровня развития познавательного интереса детей экспериментальной группы значительно превышает данный показатель у младших школьников контрольной группы.
Библиографические ссылки
Алешина М.П. Роль и место познавательного интереса в структуре связанных с ним понятий // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 5. С. 29.
Алиева М.А. Особенности формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста // Известия Чеченского государственного педагогического института. 2018. Т. 18. №. 1. С. 144-147.
Алябушева Г.В. Развитие познавательных интересов младших школьников в проектной деятельности // автореф. дис.… канд. пед. наук: 13.00. 01. 2011.
Ахметвалиева М.Г. Развитие познавательных способностей младших школьников: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Саратовский гос. ун-т. Саратов, 2001. 19 с.
Баранова Э.А. Исследование познавательного интереса в структуре общей способности у дошкольников и младших школьников // Вестник Мининского университета. 2014. №. 3 (7).
Башаева С.А. Психолого-педагогическая сущность игры как средства формирования познавательного интереса детей // Современные научные исследования и разработки. 2017. С. 407-410.
Белюженко А.А., Шарычева М.Э. Развитие познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности // Ответственный редактор. 2021. С. 39.
Габышева Ю.Ю., Шергина Т.А. внеурочная деятельность как средство развития познавательных интересов младших школьников // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее. 2020. С. 11-13.
Горчинская, А.А. Развитие познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности. Челябинск, 1999. 187 с.
Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика. 1995. Т. 995. С. 29-40.
Дахин А.Н. Моделирование в педагогике // Идеи и идеалы. 2010. Т. 2. №. 1. С. 11-20.
Делимова Ю.О. Моделирование в педагогике и дидактике // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2013. Т. 3. №. 19. С. 33-38.
Дмитриева И.М. Формирование познавательного интереса у младших школьников в структуре общей способности к учению / автореферат дис. канд. психол. наук. Н. Новгород: НГПУ. 2003.
Дусавицкий, А.К. Исследование развития познавательных интересов младших школьников в различных условиях обучения // Вопросы психологии. 1975. №3. С. 92–103.
Загвязинский В. и др. Теория обучения и воспитания. 2018. 192 с.
Зозулина Е.Н., Летовальцева Ю.И. Развитие познавательных интересов у младших школьников через внеурочную деятельность // Опыт, проблемы и перспективы построения педагогического процесса в контексте стандартизации образования. 2016. С. 58-61.
Иванова Н.В. Возможное участие родителей в проектной деятельности младших школьников // Начальная школа: плюс до и после. 2010. № 1. С. 16.
Киселёва Т.И. Организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов младших школьников // Управление образованием: теория и практика. 2021. №1. С. 251-269.
Краевский В.В. Методологические характеристики научного исследования // Школьные технологии. 2010. № 2. С. 11-23.
Лебедева А.В. Формировнаие познавательного интереса у младших школьников гимназии. Автореферат диссерт. на соискание учёной степени кандид. пед наук. Москва. 2011. 22 с.
Лусканова Н.Г. Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов // Психологическая газета. 2001. № 9. С. 8–9.
Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика. 1984. 144 с.
Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. 224с.
Одинцова С.А., Арабей О.В. Теоретические основы формирования познавательного интереса младших школьников средствами игровых технологий // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 3-2. С. 284-287.
Прихожан А.М. Познавательная активность // Школьный психолог. 2003. № 43. С. 4–5.
Прохоренко А.В. Развитие познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 46-2. С. 233-239.
Прядехо А.Н., Прядехо А.А. «Интерес» как педагогическая категория // Вестник Брянского государственного университета. 2011. № 1. С. 62-65.
Ращикулина Е.Н. Концептуальные основы развития познавательных способностей детей // Образование и наука. 2005. № 4. С. 89-95.
Репкина С.И. Познавательный интерес: понятие, структура, этапы формирования у младших школьников // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2018. № 4. С. 12-15.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников: учебное пособие. 2-е изд., исправленное и дополненное. Самара: Федоров: Учебная литература, 2008. 208 с.
Сандалова Н.Н. Формирование исследовательских умений у младших школьников // Начальная школа. 2015. №6. С. 47-51.
Шевченко А.Н. Организация внеурочной деятельности младших школьников как средство развития познавательного интереса к природе. https://infourok.ru/organizaciya-vneurochnoy-deyatelnostimladshih-shkolnikov-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnogo-interesa-k-prirode-418072.html
Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2007. 351 с.
Якимова М. С. Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 4. С. 122-124.