Формирование технического мышления у студентов среднего профессионального образования при преподавании общеобразовательных дисциплин
DOI:
https://doi.org/10.25726/w1626-3870-4295-cКлючевые слова:
компетенции; навыки; техническое мышление; методы обучения; технологии обучения; общеобразовательные дисциплины.Аннотация
Цель работы заключается в исследовании аспектов формирования технического мышления у студентов как результата образовательного процесса в системе среднего профессионального образования (СПО). Основными задачами исследования являются: анализ факторов, оказывающих влияние на развитие технического мышления у студентов СПО, оценка методов и подходов, способствующих формированию технического мышления у обучающихся СПО при преподавании общеобразовательных дисциплин и поиск наиболее действенных из них, отвечающих тенденциям глобальной трансформации процессов в сфере образования Российской Федерации. Гипотеза исследований состоит в предположении, что эффективное формирование технического мышления у студентов СПО будет обеспечено, если при преподавании общеобразовательных дисциплин в профессиональной деятельности педагоги будут использовать обновленные и эффективные методики подготовки обучающихся. Для решения поставленных задач были использованы такие методы, как сравнение, теоретический анализ, обобщение информации из открытых источников, синтез исследования и обобщения психолого-педагогической, научной, методической и учебной литературы; изучение материалов конференций по внедрению новых педагогических технологий в обучение; анализ учебно-методической литературы, аналитические методы. Результаты исследований: проблема формирования технического мышления у студентов СПО при преподавании общеобразовательных дисциплин на сегодняшний день актуальна. Решение указанной проблемы является одним из путей развития творческого и критического мышления, выступает механизмом развития мотивации обучающихся для расширения практических навыков, фактором, обеспечивающим более глубокое изучение студентами учебных дисциплин и формирование требуемых профессиональных навыков – компетенций XXI века.
Библиографические ссылки
Агеева М.Г. Развитие технического мышления студентов ССУЗОВ в процессе обучения физике: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Курск, 2006. 216 с.
Гайнеев Э.Р. Особенности технического мышления современного квалифицированного рабочего // Педагогическое образование в России. 2014. №3. С. 10-15.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»: утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. №1642 // Министерство просвещения Российской Федерации. https://docs.edu.gov.ru/ document/3a928e13b4d292f8f71513a2c02086a3/download/1337/ (дата обращения: 01.04.2021).
Евсеева Е.Г., Забельский Б.В. Формирование образного мышления студентов технического университета при обучении математике // Дидактика математики: проблемы и исследования. 2017. №46. С. 38-47.
Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Самообразование – парадигма XXI века // Высшее образование в России. 2003. №5. С.25-32.
Зеер Э.Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование. Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2006. 170 с.
Измайлова М.А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов: методическое пособие. М.: Дашков и К°, 2008. 64 c.
Корвяков В.А. Самообразовательная деятельность студентов как педагогическая проблема // Вестник Оренбургского государственного университета. 2003. №7. С. 59-64.
Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления: процесс и способы решения технических задач. М.: Педагогика, 1975. 304 с.
Ломакина, Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образования. М.: Наука, 2006. 221 с.
Найн А.Я. Формирование и развитие технического мышления учащихся. М.: Высшая школа, 1983. 72 с.
Новиков А.М. Постиндустриальное образование. М.: Эгвес, 2011. 136 с.
О направлении доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования: письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 г. №06-259 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178285/ (дата обращения: 12.04.2021).
О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 // Информационно-правовой портал «Гарант». https://base.garant.ru/71937200/ (дата обращения: 01.04.2021).
Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования: приказ Минтруда России №744 от 26 октября 2020 // Минтруд России. https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/1488 (дата обращения: 01.04.2021).
Организация самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам: учебно-методическое пособие для преподавателей высшей школы. Ч. 1. / Под ред. А.П. Тряпицыной. СПб., 2008. 43 с.
Петрова С.Д. Развитие технического мышления студентов колледжа: Актуальные подходы, диагностика и методики // Вестник Оренбургского государственного университета. 2016. №8 (196). С. 41-47.
Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Педагогика, 1972. 184 с.
Планида С.И. Технология формирования технического мышления у студентов ссуза при изучении физики // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. №4. С. 183-187.
Рекун М.Р. Формирование технического мышления у студентов // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». https://scienceforum.ru/2018/article/2018000451 (дата обращения: 01.04.2021).
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2000. 712 с.
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения: утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 июня 2014 г. №632 // Федеральный портал «Российское образование. https://edu.ru/abitur/act.86/index.php (дата обращения: 01.04.2021).
Федулова М.А. Условия формирования технического мышления при подготовке бакалавров профессионального обучения // Материалы научно-практической конференции «Инженерное мышление: особенности и технологии воспроизводства». Екатеринбург: Издательство «Деловая книга, 2018. С. 163-167.
Чащин Е.В. Техническое и технологическое мышление в современном обществе // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. №35(289). С. 51-55.