К вопросу автоматизации процедуры экспертизы учебников и учебно-методических изданий, используемых в системе среднего профессионального образования
DOI:
https://doi.org/10.25726/k5457-2193-6919-pКлючевые слова:
автоматизация экспертизы; система среднего профессионального образования; учебники; учебно-методические издания.Аннотация
В статье рассмотрены задачи экспертизы учебников и учебно-методических изданий, используемых в системе среднего профессионального образования и использование современных информационных технологий в проведении экспертизы учебных пособий. Цель статьи – обосновать направления повышение уровня образования в системе среднего профессионального образования, в том числе за счет улучшения качества учебников и учебно-методических изданий путем автоматизации их экспертизы. Задачи статьи: проанализировать проблемы автоматизации экспертизы учебников и учебно-методических изданий, оценить преимущества экспертизы учебников и учебно-методических изданий, рассмотреть примеры существующих автоматизированных экспертных систем. Гипотеза исследования: автоматизация процедуры экспертизы учебников и учебно-методических изданий, используемых в системе среднего профессионального образования, повысит качество учебников и учебно-методических изданий, что, в свою очередь, будет способствовать повышению уровня среднего профессионального образования. Методы: эмпирический анализ проблем и преимуществ автоматизации процедуры экспертизы учебников и учебно-методических изданий. Достигнутые результаты: обоснование использования программы LightReader для автоматизации процедуры экспертизы учебников и учебно-методических изданий.
Библиографические ссылки
Автоматическая обработка текстов на естественном языке и анализ данных: учебное пособие / Е.И. Большакова, К.В. Воронцов, Н.Э. Ефремова, Э.С. Клышинский, Н.В. Лукашевич, А.С. Сапин. М.: Изд-во НИУВШЭ, 2017. 269 с.
Ажмухамедов И.М., Завьялова Е.Е., Кузнецова В.Ю. Методы автоматизации анализа текстовой информации на русском языке с целью выявления ее семантической направленности // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. 2020. №2(50). С. 118-126.
Аношин И.И. Автоматический анализ текстов. Синтаксический и семантический анализ // Евразийский научный журнал. 2017. №6. С. 15.
Денисенко Е.Н. Первый опыт общественной экспертизы учебников // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Теоретические и прикладные вопросы образования и науки». Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. С. 62-63.
Ингерсолл Г.С., Мортон Т.С., Фэррис Э.Л. Обработка неструктурированных текстов. Поиск, организация и манипулирование / пер. с англ. М.: ДМК Пресс, 2015. 414 с.
Индекс удобочитаемости // Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81_%D1%83%D0 %B4%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8 (дата обращения: 01.04.2021).
Индекс удобочитаемости Флеша // Орфограммки. https://orfogrammka.ru/%D1%88%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%BA% D0%B8/%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81_%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D1%84%D0%BB%D0%B5%D1%88%D0%B0/ (дата обращения: 01.04.2021).
Крылова О.Н. Экспертиза учебников как компонент научно-методического обеспечения ОУ в условиях внедрения ФГОС ООО // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2013. №2(31). С. 101-104.
Ланская Д.В., Арефьева И.В. Прикладная лингвистика и перспективные программные платформы для экспертизы документов // Материалы IV Национальной научно-практической конференции «Информационное общество и цифровая экономика: глобальные трансформации». Краснодар, 2019. С. 212-220.
Лингвистический анализатор. Преобразование текста в метаязыковую структуру данных // С.А. Кузнецов, Т.Г. Скребцова, С.Г. Суворов, А.В. Клеменьева. СПб.: СПбГУ, 2019. 238 с.
Методы анализа текста и дискурса / Тичер С., Мейер М., Водак Р., Веттер Е. Харьков: Гуманитарный центр, 2009. 356 c.
Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования: приказ Минпросвещения России от 18 декабря 2019 г. №695 // Информационно-правовой портал «Гарант». https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73411419/ (дата обращения: 01.04.2021).
Оборнева И. В. Автоматизация оценки качества восприятия текста // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2005. №5. С. 86-91.
Организация открытого форума по обсуждению качества учебников / А.И. Виноградов, И.С. Горянский, Е.А. Сенькина, А.П. Смоляков // Информатизация образования и науки. 2009. №1. С. 81-92.
Прикладная и компьютерная лингвистика / под ред. И.С. Николаева и др. М.: ЛЕНАНД, 2016. 320 с.
Специальное программное обеспечение «Фраза»: свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2015619392 от 02 сентября 2015 г. / В.В. Сазанов, М.А. Лобанова, В.О. Хуртилов, Т.В. Назарова, К.А. Лебедев.
Хобсон Л., Ханнес Х., Коул Х. Обработка естественного языка в действии. СПб.: Питер, 2020. 576 с.