Участие профессионального сообщества в экспертизе учебников и учебных изданий, используемых при реализации программ среднего профессионального образования

Авторы

  • Валерия Валериевна Алексеева Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова, филиал в г. Сергиев Посад
  • Алексей Анатольевич Мушаков Московский государственный университет спорта и туризма
  • Евгений Александрович Павлов Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма
  • Ирина Павловна Ратникова Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма
  • Марина Леонидовна Соболева Московский педагогический государственный университет
  • Светлана Александровна Демина Московский педагогический государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/l5508-4403-0772-q

Ключевые слова:

среднее профессиональное образование; учебное издание; экспертиза; рецензирование; работодатели; профессиональное сообщество.

Аннотация

Цифровая экономика диктует новые образовательные тренды, делая акцент на практическую подготовку в образовательном процессе. Развитие профессионального мастерства обучающихся в системе среднего профессионального образования невозможно без интегрированного участия научно-педагогического сообщества и представителей бизнес-среды. Данное участие предполагает корректировку содержательной части учебных изданий в соответствии с текущими и перспективными запросами общества и народнохозяйственного комплекса государства. Целью написания данной статьи является обоснование важности привлечения к рецензированию учебных материалов компетентных и авторитетных представителей профессионального сообщества для того, чтобы отобрать наиболее качественную учебную литературу, отвечающую требованиям современных образовательных технологий и практико-ориентированных целей подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования (СПО). Основные методы исследования: аналитический обзор, сравнение, методы анализа и синтеза, статистического анализа. Проведенное исследование показало, что существует необходимость разработки механизмов взаимодействия представителей образовательной сферы СПО и профессионального сообщества, в частности работодателей, по вопросам проведения экспертизы учебников и учебных изданий, с целью повышения качества практической подготовки обучающихся в системе СПО.

Биографии авторов

Валерия Валериевна Алексеева, Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова, филиал в г. Сергиев Посад

кандидат психологических наук, методист

Алексей Анатольевич Мушаков, Московский государственный университет спорта и туризма

кандидат педагогических наук, доцент, проректор

Евгений Александрович Павлов, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма

кандидат педагогических наук, доцент, проректор по учебно-методической работе, заведующий кафедрой рекреации и спортивно-оздоровительного туризма

Ирина Павловна Ратникова, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма

кандидат экономических наук, директор Гуманитарного института, доцент кафедры менеджмента и экономики спортивной индустрии имени В.В. Кузина

Марина Леонидовна Соболева, Московский педагогический государственный университет

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической информатики и дискретной математики

Светлана Александровна Демина, Московский педагогический государственный университет

кандидат экономических наук, доцент, главный специалист отдела информационно-образовательных систем

Библиографические ссылки

Гончарова А.А. Объект и предмет общественной экспертизы // Материалы III Международной научно-практической конференции «Тамбовские правовые чтения имени Ф.Н. Плевако». Тамбов, 2019. С. 162-166.

ГОСТ 7.60-2003. СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения // Электронный фонд правовой нормативно-технической документации. http://docs.cntd.ru/document/1200034382 (дата обращения: 01.04.2021).

Денисенко Е.Н. Первый опыт общественной экспертизы учебников // сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Теоретические и прикладные вопросы образования и науки». Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. С. 62-63.

Комментарий к федеральному закону от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / С.В. Барабанова, Ч.В. Пешкова, И.В. Баранов, А.В. Менкенов, А.Х. Селезнева, Н.Ю. Чернусь, М.А. Беляев, М.Ю. Зенков, С.А. Котухов // Информационно-правовой портал «Гарант». https://kommentarii.org/2020/kom_obrazovanii/ (дата обращения: 01.03.2021).

Минпросвещения России представило Стратегию развития среднего профобразования до 2030 года // Министерство просвещения Российской Федерации. https://edu.gov.ru/press/3058/minprosvescheniya-rossii-predstavilo-strategiyu-razvitiya-srednego-profobrazovaniya-do-2030-goda/ (дата обращения: 01.04.2021).

Моисеева К.А., Короткова О.А. Актуальные вопросы проведения общественной экспертизы в российской федерации // Вестник Калужского университета. 2020. №3(48). С. 11-13.

О рецензировании учебных изданий, используемых в образовательном процессе образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 15 января 2007 г.№10 // Информационно-правовой портал «Гарант». https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/90478/ (дата обращения: 01.03.2021).

Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.04.2021).

Организация открытого форума по обсуждению качества учебников / А.И. Виноградов, И.С. Горянский, Е.А. Сенькина, А.П. Смоляков // Информатизация образования и науки. 2009. №1. С. 81-92.

Пархоменко Н. Школа экспертов учебников: перспективы становления // Проблеми сучасного підручника. 2019. №22. С. 201-212.

Порядок получения рецензий на учебные издания, используемые в образовательном процессе образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования: утвержден 24.04.2007 г. // Инновации и предпринимательство: гранты, технологии, патенты. http://www.innovbusiness.ru/pravo/DocumShow_DocumID_130297.html (дата обращения: 01.04.2021).

Реморенко И. Экспертиза учебных изданий // Народное образование. 2008. №1 (1374). С. 12-14.

Степанов А.Г. О некоторых результатах работы УМО по юридическому образованию вузов России // Юридическое образование и наука. 2008. №4. С. 15-17.

Три факта о трудоустройстве выпускников 2016-2018 годов // Федеральная служба государственной статистики. https://rosstat.gov.ru/folder/ 70843/document/88401 (дата обращения: 01.04.2021).

Загрузки

Опубликован

2021-04-22

Как цитировать

1.
Алексеева В, Мушаков А, Павлов Е, Ратникова И, Соболева М, Демина С. Участие профессионального сообщества в экспертизе учебников и учебных изданий, используемых при реализации программ среднего профессионального образования. УО [Интернет]. 22 апрель 2021 г. [цитируется по 3 июль 2024 г.];11(2):21-9. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/36