Использование электронных учебников в профессиональном образовании (зарубежный опыт)

Авторы

  • Елена Ивановна Белянкова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

DOI:

https://doi.org/10.25726/r9753-1015-4535-w

Ключевые слова:

Электронный учебник, цифровой учебник, средства цифровой педагогики, интерактивность, образовательные технологии, мобильное обучение, высшее образование, профессиональное образование

Аннотация

В статье рассматривается зарубежный опыт использования электронных учебников в профессиональном образовании. Автор обращает внимание на исследования, которые рассматривают проблемы преимуществ и недостатков использования цифровых учебников в учебном процессе, их функции и дидактические свойства. Отношение к электронным учебникам со стороны участников образовательного процесса постепенно менялось. Если, согласно данным исследования 2011 года студенты не видели особой разницы между бумажными и цифровыми учебниками, то к 2019 году можно увидеть более положительное отношение к последним, особенно тем, которые содержат интерактивные элементы. В работах Э. Аренаса, А. Барра, Э. Доблер представлены взгляды на функции электронных учебников. В статье рассматривается типология учебников, предложенная Э. Аренасом, А. Барром, авторы выделяют цифровые копии бумажных учебников, электронные учебники с некоторыми интерактивными функциями и учебники в виде мобильных приложений с доступом к облачным программам. Определенное внимание уделяется статьям, которые рассматривают дидактические особенности цифровых учебников, в частности возможности электронных учебников в оценке и контроле за уровнем подготовки студентов по курсу, особенности таких учебников как средства учебной деятельности, их роль в развитии информационной грамотности, критического мышления, навыков анализа, готовности к решению учебных задач – качеств, которые являются необходимыми в информационном обществе.

Библиографические ссылки

Ahn J.Y., Han K.S. Exploring the Shape of Digital Textbook for the Classroom in the Mobile Age. In: Tian F., Gatzidis C., El Rhalibi A., Tang W., Charles F. (eds) E-Learning and Games. Edutainment. Lecture Notes in Computer Science, 2017. vol 10345. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-319-65849-0_34

Arenas E. & Barr A. The Digital Book in Higher Education: Beyond the Horseless Carriage. // In H. Carter, M. Gosper and J. Hedberg (Eds.), Electric Dreams. Proceedings ascilite. Sydney. 2013, р. 63-67. https://www.researchgate.net/publication/289647700_The_digital_book_in_higher_education_Beyond_the_hor_seless_carriage

Barajas-Murphy N. Digital Textbooks: A Study of Factors Affecting College Student Adoption. University of La Verne. ProQuest Dissertations Publishing, 2017. https://www.proquest.com/dissertations-theses/digital-textbooks-study-factors-affecting-college/docview/1964264817/se-2

Behnke Y. (2021) Well Designed Digital Textbooks–Users’ Requirements. In: Bagoly-Simó P., Sikorová Z. (eds) Textbooks and Educational Media: Perspectives from Subject Education. IARTEM. 2015. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-030-80346-9_14

Dennis A. R., Abaci S., Morrone A. S., Plaskoff J., & McNamara K. O. Effects of e-textbook instructor annotations on learner performance // Journal of Computing in Higher Education. 2016; №28(2), 221–235. http://doi.org/10.1007/s12528-016-9109-x

Dobler E. E-Textbooks. A Personalized Learning Experience or a Digital Distraction? // Journal of Adolescent & Adult Literacy. 2015; 58(6), 482-491. https://doi.org/10.1002/jaal.391

Harman М. All You Wanted to Know About Digital Textbooks // https://kitaboo.com/about-digital-textbooks/#How%20does%20digital%20textbook%20help%20measure%20student%20engagement

Junco R., Clem C. Predicting course outcomes with digital textbook usage data. // Internet High. Educ. 2015. №27, 54–63 https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2015.06.001

Kempe Anna-Lena; Grönlund Åke. Collaborative digital textbooks – a comparison of five different designs shaping teaching and learning // Education and Information Technologies; New York, 2019. 24, Изд. 5, 2909-2941. http://DOI:10.1007/s10639-019-09897-0

Lauren M. Singer, Patricia A. Alexander Reading on Paper and Digitally: What the Past Decades of Empirical Research Reveal // Review of Educational Research. 2017. Volume: 87 issue: 6, P. 1007-1041 https://doi.org/10.3102/0034654317722961

Nariman Ali Alawami Examining teachers’ and college students’ perspectives toward etextbooks as an educational tool // University of Northern Colorado. ProQuest Dissertations Publishing, 2016. 303 р. // https://www.proquest.com/docview/1885037961/380DF1E51B0846F2PQ/4

Robb M. Potential Advantages and Disadvantages of Digital Textbooks // Nurse author and editor. 2019. Volume29, Issue4, P. 1-9 https://doi.org/10.1111/j.1750-4910.2019.tb00054.x

Sommers S. R., Shin L. M., Greenebaum S. L., Merker J., & Sanders A. S. Quasi-experimental and experimental assessment of electronic textbook experiences: Student perceptions and test performance // Scholarship of Teaching and Learning in Psychology. 2019; 5(1), 11–22. https://doi.org/10.1037/stl0000129

Weisberg M. Student Attitudes and Behaviors Towards Digital Textbooks // Publishing Research Quarterly, 2011; 27:188–196. https://doi.org/10.1007/s12109-011-9217-4

Загрузки

Опубликован

2021-10-15

Как цитировать

1.
Белянкова ЕИ. Использование электронных учебников в профессиональном образовании (зарубежный опыт). УО [Интернет]. 15 октябрь 2021 г. [цитируется по 30 июнь 2024 г.];11(5):282-9. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/188