Система электронно-дистанционного обучения в сельских школах: опыт и перспективы внедрения

Авторы

  • Александр Игоревич Круглов Томский государственный педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/b5812-7968-7758-h

Ключевые слова:

сельская школа, электронное обучение, дистанционное обучение, цифровизация, единая система электронного образования

Аннотация

В статье анализируются проблемы внедрения электронного и дистанционного обучения в сельских школах России. На примере Томской области анализируется уровень и качество электронного и дистанционного обучения, выделяются основные модели их применения; предлагается проект организации единой образовательной площадки с распределенными муниципальными центрами. В тоже время у учителей недостаточно сформированы навыки организации электронного обучения, оценки качества образования средствами специальных программ, создания и использования представлений о математических объектах и процессах, конструирования объемных моделей на компьютере (с помощью 3D принтера), визуализации данных, отношений, процессов, обработки данных статистики и др. Длительные локдауны, введенные в результаты пандемии, заставили всех педагогов пересмотреть свое отношение к процессам информатизации системы образования. Остро встал вопрос не только о компетентности педагога, оказавшегося не готовым к качественному осуществлению учебного процесса с использованием современных коммуникационных возможностей, но и вопросы управления образовательным процессом, использования средств и технологий электронного обучения.

Библиографические ссылки

Анчиков К.М., Заир-Бек С.И., Мерцалова Т.А. Портрет российской сельской школы // Информационно-аналитические материалы по результатам статистических и социологических обследований. 2020. Выпуск 35. https://www.hse.ru/data/2020/12/03/1354265717/release_35_2020.pdf

Байбородова Л.В. Современные педагогические средства обучения и воспитания// Развитие сельских образовательных организаций в условиях реализации Национального проекта «Образование» : материалы всероссийской научно-практической конференции [26-27 марта 2020 г.] / под науч. ред. Л. В. Байбородовой. Ярославль: РИО ЯГПУ; ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020. Часть 1. С. 20-27.

Байбородова Л.В. Сопровождение образовательной деятельности сельских школьников: Монография. Ярославль: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. 88с.

Грошева Т.А. Методические рекомендации по повышению качества образования в школах, имеющих низкие результаты обучения: Институт развития образования. Ханты-Мансийск, 2019. 56с.

Калмыков А.А., Орчаков О.А., Попов В.В. Дистанционное обучение. Введение впедагогическую технологию. Учебное пособие. М., 2005. 196 с.

Методические рекомендации по реализации программ начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий // Банк документов Министерство просвещения Российской Федерации, 2018. https://edu.gov.ru/press/2224/ministerstvo-opublikovalo-metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-distancionnogo-obucheniya/

Национальный проект Образование // Интернет портал Правительства России. http://static.government.ru/media/files/YumshgCpXWEMsqRmMTxDs0wjiGzY30hs.pdf

Образование в цифрах: 2020 : краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, О.К. Озерова, Е.В. Саутина, Н.Б. Шугаль. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 120с.

Овчинников А.В. Педагогические условия организации дистанционного обучения учащихся в сельской школе // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Воронеж. 2019. 24с.

Показатель скорости по регионам. https://www.speedtest.net/reports/ru/russia/

Полат Е.С. Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. М.: ВЛАДОС, 1998. 190с.

Постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2020 № 1836 «О государственной информационной системе "Современная цифровая образовательная среда"» // Официальный интернет портал правовой информации. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202011190005

Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"» // Официальный интернет портал правовой информации. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201712290016

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201709200016

Развитие интернета в регионах России. https://yandex.ru/company/researches/2016/ya_internet_regions_2016

Сводный отчёт по форме федерального статистического наблюдения № ОО-2 «Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности общеобразовательной организации» // Банк документов Министерство просвещения Российской Федерации, 2018. https://docs.edu.gov.ru/document/581e0ec75598a81313202bafe21081c0/

Статистический ежегодник 2021 // Статистический сборник /Томскстат-Т., 2021. 94с.

Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб: Питер, 2001. 850с.

Щевьев А.А. Педагогические условия развития информационно-коммуникационных технологий в сельской школе : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук. Рязань, 2010. 23с.

Загрузки

Опубликован

2021-10-15

Как цитировать

1.
Круглов АИ. Система электронно-дистанционного обучения в сельских школах: опыт и перспективы внедрения. УО [Интернет]. 15 октябрь 2021 г. [цитируется по 21 ноябрь 2024 г.];11(5):258-65. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/185