Исследование профессиональной депривации и ее мотивационно-ценностных детерминант у студентов на завершающем этапе обучения в вузе

Авторы

  • Сергей Иванович Ворошилов Уфимский университет науки и технологий

Ключевые слова:

профессиональная депривация, выбор вуза, выбор профессии, смена профессии, профессиональная переориентация, депрофессионализация, мотивационно-ценностная сфера личности.

Аннотация

Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальное выявление мотивационных и ценностных детерминант, определяющих появление профессиональной депривации обучающихся старших курсов. В статье описано влияние профессиональной депривации на индивида и на общество, частью которого он является. В ходе эмпирического исследования выделены основные факторы, определяющие процесс выбора профессии, а также выбраны методики, позволяющие впоследствии выявить их на репрезентативной выборке при проведении экспериментов. В статье описан процесс проведения экспериментального исследования, представлены полученные результаты. Новизна состоит в разработке методики, направленной на диагностику профессиональной депривации, а также в выявлении значимых мотивационных и ценностных факторов, снижающих риск ее появления. Исследование выявляет корреляцию между личностными интересами, мотивами выбора профессии и уровнем профессиональной депривации у студентов. В результате исследования установлено, что профессиональная депривация у студентов снижается при выборе профессии, соответствующей их интересам и личностным целям, тогда как выбор профессии на основе внешних факторов (финансовая доступность, престиж) не оказывает значимого влияния на снижение депривации.

Библиографические ссылки

Бережнова Л.Н. Региональные проблемы образования: образовательная депривация // Правоведение. М.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1999. № 1. С. 271-272.

Ворошилов С.И. Программа педагогической профилактики профессиональной депривации студентов вуза и обоснование ее эффективности // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 246-251.

Дубовицкая Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов // Психологическая наука и образование. 2004. Т. 9. № 2. С. 82-86.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Academa, 2004 304 с.

Корабельников А.А. Особенности мотивации переориентации личности на психологическую профессию: дис. … к. психол. н. М., 2005. 22 с.

Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник Московского университета. 1996. №4. С. 35-45.

Маслов Е.Б. Влияние профессиональной депривации на мотивацию студентов // Педагогика и психология образования. 2011. № 4. С. 81-84.

Педагогика и психология высшей школы: уч. пос. Ростов н/Д.:Феникс, 2002. 544 с.

Помазкова И.С. Профессиональное самоопределение российской молодежи в условиях социальной неопределенности: дис. … к. социол. н. Ростов н/Д., 2011. 33 с.

Сотникова А.В. Профессиональная мотивация студенческой молодежи в современных условиях развития рынка труда в России: дис. … к. социол. н. Ростов н/Д, 2011. 22 с.

Загрузки

Опубликован

2024-10-15

Как цитировать

1.
Ворошилов СИ. Исследование профессиональной депривации и ее мотивационно-ценностных детерминант у студентов на завершающем этапе обучения в вузе. УО [Интернет]. 15 октябрь 2024 г. [цитируется по 18 май 2025 г.];14(10-1):171-9. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1768

Выпуск

Раздел

НОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ