Экспорт российского образования в Кении: проблемы и перспективы

Авторы

  • Анна Геннадьевна Богданова Томский государственный педагогический университет
  • Валерия Михайловна Лемская Томский государственный педагогический университет
  • Дина Федоровна Мымрина Томский государственный педагогический университет

Ключевые слова:

Кения, русский язык как иностранный, поликультурное образовательное пространство, стратегия «soft power», экспорт образования.

Аннотация

В данной статье авторы анализируют текущее состояние и перспективы экспорта российского образования в Республике Кении. Актуальность исследования продиктована современными инициативами по продвижению российского образования за границу в свете нового внешнеполитического курса России, нацеленного на укрепление связей с африканскими государствами. Цель исследования – выявить эффективные механизмы, способствующие экспорту российского образования в прозападной Республике Кении. Поставленная цель исследования предполагает решение следующих задач: 1) изучить глобальный и региональный политические контексты, включая основные трудности при продвижении российских образовательных услуг в Кении; 2) определить эффективные каналы и методы продвижения информации в Республике Кении для привлечения целевой аудитории; 3) проанализировать методику подготовки и проведения учебных занятий и научно-образовательных и просветительских мероприятий по продвижению российского образования в Республике Кении; 4) выявить и описать ключевые драйверы экспорта российского образования в Кении. Проведенное исследование позволило получить комплексную картину о востребованности образования на русском языке в этой стране, выявить ключевые сложности, а также обозначить основные драйверы экспорта российского образования.

Библиографические ссылки

Абдуллоева М.А. Принцип учета межкультурной компетенции в создании учебников по иностранному языку // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Серия гуманитарно-общественных наук. 2015. № 1(42). С. 214-216.

Авдалян М.Р. Русский язык и сотрудничество в сфере образования как ресурс «мягкой силы» России в Нигерии // Вестник Московского университета. Сер. 13 «Востоковедение». 2023. Т. 67. № 4. С. 144-156.

Алешковский И.А., Борисенко Е.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Москаленко Л.С., Савина Н.Е. Продвижение русского языка и российского образования в Африке в новых реалиях // Век глобализации. 2024. № 2. С. 65-79.

Астафьева Е.М. Гуманитарные аспекты международных отношений в современных геополитических условиях – 2024 // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2024. Т. 2. № 2(63). С. 358-380.

Белова И.Н., Аль-Хамати М.А. Торговые отношения России со странами Северной Африки в продовольственной сфере: состояние, проблемы и перспективы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Экономика». 2021. Т. 29. № 4. С. 739-749.

Ворочков, А. П. «Мягкая сила» современной России: институциональный аспект // Теории и проблемы политических исследований. 2016. Т. 5. № 5А. С. 258-275.

Гапонова Ж.К., Серогодская А.А. Обучение студентов-африканцев русскому языку как иностранному в Центре открытого образования в республике Кот-д'Ивуар // Педагогика и просвещение. 2023. № 4. С. 136-151.

Дейч Т.Л. Гуманитарное сотрудничество России со странами Африки и китайский опыт // Африка: новая стратегическая реальность: ежегодник 2020. Africa: New Strategic Reality: yearbook 2020: сб. ст. М.: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2020. С. 80-98.

Калинин Д.М., Дробышев И.Р. Расширение российского экономического потенциала на африканские рынки сбыта // Вестник евразийской науки. 2023. Т. 15. № S1.

Константинова Л.В., Шубенкова Е.В., Ворожихин В.В. Трансформация международной деятельности российских вузов в условиях новой геополитической ситуации // Результаты мониторинга информации о тенденциях развития высшего образования в мире и в России. Вып. 13. М.: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, 2023. 120 с.

Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 31 марта 2023 г.): сайт. 2023. https://www.mid.ru/ru/detail-material-page/1860586/

Кремль объяснил сокращение числа участников саммита Россия – Африка // АО «Росбизнесконсалтинг»: сайт. 2023. https://www.rbc.ru/rbcfreenews/64c113649a794719112b3057

Курьянович А.В. Представление о русском языке в дискурсивной картине мира современных кенийцев (на материале экспериментальных данных) // Русская речевая культура и текст: мат. XIII Межд. науч. конф. (16-17 мая 2024 г., Томск). Томск: Томский государственный педагогический университет, 2024. С. 158-170.

Лемская В.М., Богданова А.Г. Анализ результатов экспериментального социологического онлайн исследования по изучению контекста для разработки модели этноориентированной образовательной деятельности на русском языке в Республике Кения // Международная научно-практическая конференция «Россия-Африка 2023: Парадигма образования». (14-15 декабря 2023 г., Ярославль). Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2023.

Медушевский, Н.А., Ермакова А.Н. Развитие современных российско-африканских отношений / // Теории и проблемы политических исследований. 2023. Т. 12. № 12A. С. 42-50.

Моисеева И.Ю. Укрепление позиции русского языка как фактор интеграции России в международное образовательное пространство // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. С. 399.

Некрасов В. В. Стратегия «мягкой силы» во внешнеэкономической политике Китая в Африке // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2020. № 2-2. С. 35-38.

Ручкин А.Б. Экспорт российского образования в страны Африки: вызовы и ресурсы развития // Знание. Понимание. Умение. 2019. № 2. С. 21-32.

Свиридов В.Ю., Андреева Т.А. Российские удобрения как элемент укрепления продовольственного суверенитета Африки // Ученые записки Института Африки РАН. 2024. № 2. С. 170-185.

Сидорова Г.М. Перспективы взаимодействия России с африканскими государствами // Международная жизнь. 2023. № 2. С. 20-27.

Уникальная учебно-методическая разработка ТГПУ позволит повысить эффективность обучения граждан Кении русскому языку // Томский государственный педагогический университет: сайт. 2024. https://tspu.ru/news/30087-unikalnaya-uchebno-metodicheskaya-razrabotka-tgpu-pozvolit-povysit-effektivnost-obucheniya-grazhdan-kenii-russkomu-yazyku.html

Центры открытого образования на русском языке и обучения русскому языку открыты в 51 стране мира: сайт. 2023. https://edu.gov.ru/press/7984/centry-otkrytogo-obrazovaniya-na-russkom-yazyke-i-obucheniya-russkomu-yazyku-otkryty-v-51-strane-mira/

Kenya, Ghana cast historic vote to condemn Russia at UN Security Council // People’s Gazette Limited: сайт. 2022. https://gazettengr.com/kenya-ghana-cast-historic-vote-to-condemn-russia-at-un-security-council/

Kulkova O.S. Russian «soft power» in the North-East Africa // Religion and politics in the Northeast Africa. Vol. XV(1). pp. 105-130.

Mbithi E.K. (2014). Multilingualism, language policy and creative writing in Kenya // Multilingual education. 2014. № 4(1).

Mohammed Y.A., Denisenko M.B. The driving factors for the rise of african student migration to Russia // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2024. № 33(7). рр. 84-99.

Nyadera I.N., Agwanda B., Maulani N. Evolution of Kenya’s political system and challenges to democracy. In global encyclopedia of public administration, public policy and governance. Cham: Springer International Publishing, 2020. pp. 114.

Olubayi O. The emerging national culture of Kenya: decolonizing modernity // Journal of Global Initiatives: Policy, Pedagogy, Perspective. 2010. № 2(2). рр. 223-238.

Wanjala H., Kebaya C. Popular music and identity formation among Kenyan youth // Muziki, 2016. № 13(2). рр. 20-35.

Загрузки

Опубликован

2024-08-15

Как цитировать

1.
Богданова АГ, Лемская ВМ, Мымрина ДФ. Экспорт российского образования в Кении: проблемы и перспективы. УО [Интернет]. 15 август 2024 г. [цитируется по 13 декабрь 2024 г.];14(8-1):245-57. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1717

Выпуск

Раздел

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ