Исследование влияния генеративного искусственного интеллекта на педагогические стратегии и методы обучения в условиях цифровизации образования

Авторы

  • Жанна Геннадьевна Вегера Российский технологический университет (РТУ МИРЭА)

Ключевые слова:

генеративный искусственный интеллект, цифровая трансформация образования, педагогический дизайн, образовательные технологии, методы обучения, высшее образование

Аннотация

Генеративный искусственный интеллект (ИИ) революционизирует образовательную сферу, трансформируя педагогические стратегии и методы обучения. Анализ современной научной литературы выявил нехватку системных исследований влияния генеративного ИИ на дидактические подходы в условиях цифровизации. Цель работы – комплексно изучить потенциал генеративного ИИ в оптимизации образовательного процесса и разработать концептуальную модель его интеграции в педагогическую практику. Исследование опиралось на методологию системного анализа, сочетая концептуальное моделирование, экспертные интервью (n=25), педагогический эксперимент (n=120) и статистические процедуры. Эмпирическая база репрезентативна для системы высшего образования РФ. Разработана концептуальная модель интеграции генеративного ИИ в образовательный процесс, включающая: 1) принципы и критерии отбора ИИ-инструментов; 2) алгоритмы встраивания ИИ в педагогический дизайн; 3) методики оценки эффективности ИИ-поддержки обучения. Экспериментально доказано, что предложенная модель повышает результативность обучения на 25-30% (p<0.01). Исследование вносит теоретический вклад в осмысление трансформации образования под влиянием генеративного ИИ и предлагает верифицированный инструментарий для практики. Дальнейшие изыскания должны сфокусироваться на предметной специфике применения генеративного ИИ в обучении.

Библиографические ссылки

Везетиу Е.В., Ромаева Н.Б. Искусственный интеллект как инновационный инструмент внедрения современных средств обучения в образовательный процесс высших учебных заведений // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-2. С. 73-77.

Касперович-Рынкевич О.Н. Искусственный интеллект и нейросети в восприятии белорусской молодежи // Медиа в современном мире: 62-е Петербургские чтения: сб. мат. ежег. 62-го Междунар. науч. фор. 2023. Т. 2. С. 39-40.

Родионов О.В., Тамп Н.В. Технологии искусственного интеллекта в образовании // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2022. № 22. С. 64-74.

Сабзалиева Э., Валентини А. ChatGPT и искусственный интеллект в высшем образовании: краткое руководство // Цифровая библиотека UNESDOC. 2023. 15 с. https://unesdoc.unesco.Org/ark:/48223/pf0000385146_rus

Терехова Е.С., Пучкова Н.Н., Ганова Т.В. Особенности машинного творчества и возможности его применения в процессе обучения студентов-дизайнеров // Научное мнение. СПб.: Санкт-Петербургский университетский консорциум, 2021. № 10. С. 60-66.

Тьюринг А. Вычислительные машины и разум. Пер. с англ. К. Королева. М.: АСТ, 2018. 128 с.

Moorhouse B.L., Yeo M.A., Wan Y. Generative AI tools and assessment: Guidelines of the world's top-ranking universities // Computers and Education Open. 2023.

Garcia-Penalvo F.J. Generative artificial intelligence: new scenarios in teaching, learning and communication // VIII Congreso Inter. de estudios sobre medios de comunicac (Universidad Complutense de Madrid, September 6th, 2023). 2023.

Schiel J., Bobek B.L., Schnieders J.Z. High school students' use and impressions of Al tools // ACT. 2023.

Baron N.S. How ChatGPT robs students of motivation to write and think for themselves // The Conversation. 2023.

Shaw C., Yuan L., Brennan D. GenAI in higher education: fall 2023. Update time for class study // Tyton Partners. 2023.

Chan C., Hu W. Students' voices on generative AI: perceptions, benefits, and challenges in higher education // International journal of educational technology in higher education. 2023.

Mhlanga D. Open AI in education, the responsible and ethical use of ChatGPT towards lifelong learning // Education, the Responsible and Ethical Use of ChatGPT Towards Lifelong Learning (February 11, 2023). 2023.

Nguyen A. et al. Ethical principles for artificial intelligence in education // Education and Information Technologies. 2023. Т. 28. №4. С. 4221-4241.

Sok S., Heng K. ChatGPT for education and research: A review of benefits and risks // SSRN. 2023. URL: https://ssrn. com/abstract=4378735

Ten commandments of computer ethics // Computer Ethics Institute. http://computerethicsinstitute. org/publications/tencommandments.html

Terwiesch C. Would Chat GPT3 get a wharton MBA? A prédiction based on its performance in the operations management course // Mack Institute for innovation management. 2023. https://mackinstitute.whar-ton.upenn.edu/2023/would-chat-gpt3-get-a-wharton-mba-new-white-paper-by-christian-terwiesch/

Загрузки

Опубликован

2024-08-15

Как цитировать

1.
Вегера ЖГ. Исследование влияния генеративного искусственного интеллекта на педагогические стратегии и методы обучения в условиях цифровизации образования. УО [Интернет]. 15 август 2024 г. [цитируется по 21 ноябрь 2024 г.];14(8-1):108-15. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1702

Выпуск

Раздел

DATA SCIENCE В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ