Организация учителем математики внеклассной работы как условие формирования организационной культуры
Ключевые слова:
учитель математики, организационная культура, внеклассная работа, образовательный стандарт, академическая успеваемость, самореализация.Аннотация
В статье раскрывается сущность организационной культуры и ее роль для педагога образовательной организации. Обобщены результаты исследований российских и зарубежных педагогов, которые раскрывают научные взгляды на формирование и целевое назначение организационной культуры в процессе профессионального становления педагога и его влияние на академическую успеваемость обучаемых. На примере внеклассной работы по математике были изучены тематические научные работы, которые позволили выявить представление о дополнительных занятиях в контексте организационной культуры педагога. Проанализированы результаты исследования, проведенного профильной кафедрой ведущего университета Чеченской Республики среди будущих и действующих педагогов математики. По итогам были выявлены ключевые проблемы, препятствующие отношению педагогов к внеклассной работе по математике как способу профессиональной реализации в контексте существующих в образовательных организациях условий. Обобщение результатов исследования показало общие наиболее вероятные тенденции среди будущих и действующих педагогов математики, которые проявляются в получении качественного профильного образования и отсутствие необходимой поддержки в творческой инициации на примере внеклассной работы в образовательной организации. Результаты исследования позволили сопоставить между собой теоретические рекомендации педагогического сообщества, некоторые из которых необходимо адаптировать в педагогической активности современных учителей математики. При сопоставлении было также выявлено, что для российской образовательной действительности регламентация организационной культуры педагогов не является потенциальным результативным решением. При обобщении теоретической и практической составляющих исходной научной информации, затрагивающей проблему настоящей научной работы, были предложены рекомендации. Адаптация рекомендаций с высокой вероятностью решит задачу самореализации педагога при помощи организационной культуры и академической успеваемости обучаемых путем участия во внеклассной работе, для которой учитель математики использует творческий потенциал и исследовательские возможности. Предложенные рекомендации направлены на соблюдение системой профессионального образования и учебными учреждениями, в которых осуществляют деятельность учителя математики, двух условий.
Библиографические ссылки
Бурмакина Д.В. Повышение качества математического образования на основе создания эффективной системы внеурочной деятельности // Вестник науки. 2023. № 8(65). С. 211-216.
Быстрицкая О.Д. Развитие организационной культуры в современных условиях // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. 2016. № 1. С. 4-6.
Волкова Н.В., Заиченко Н.А., Кошелева С.В., Ефимов А.С. Организационная культура образовательных учреждений как предиктор организационного стресса у педагогов // Вопросы образования. 2023. № 1. С. 29-71.
Голоухова Г.Н., Старостина Е.Н., Бурминская И.В. Формирование организационно-методической культуры педагогов дошкольной образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-2. С. 109-112.
Кривко Я.П. Внеклассная работа по математике в 50-хгодах ХХ века как форма повышения качества образования // ДМ. 2017. № 45. С. 80-83.
Прохоров Д.И. Некоторые дидактические положения разработки методической системы взаимосвязанного обучения математике на уроках и внеклассных занятиях // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки. 2014. № 7. С. 53-57.
Сиденко Е.А. О пути внедрения профессионального стандарта педагога на основе создания организационной культуры организации // Эксперимент и инновации в школе. 2015. № 4. С. 62-64.
Тонких А.П. Математика: уч. пос. для студ. фак. подг. уч-й нач. кл., для студ. высш. уч. зав., об. по специальности 031200 – педагогика и методика начального образования. В 2 кн. 2-е изд., испр. М.: Книжный дом «Университет», 2008. 20 с.
Тищенко А.А. Кружковая работа по математике как форма подготовки к олимпиадам (на материалах педагогической периодики 30-х годов XX века) // ДМ. 2023. № 57. С. 77-83.
Хыдырова А.Х., Бегжанов Б.К. Внеаудиторная деятельность по математике // Символ науки. 2023. № 10-2. С. 21-23.
York-Barr J., Duke K. What do we know about teacher leadership? Findings from two decades of scholarship // Review of educational research. 2004. Vol. 74. № 3. pp. 255-316.
Van Maele D., Van Houtte M. The Quality of school life: teacher-student trust relationships and the organizational school context // Social indicators research. 2011. Vol. 100. № 1. pp. 85-100.