Экономическая эффективность внедрения цифровых образовательных платформ в вузах: опыт внедрения и перспективы развития

Авторы

  • Иван Сергеевич Федоров Дальневосточный федеральный университет
  • Кирилл Алексеевич Рещук Дальневосточный федеральный университет
  • София Дмитриевна Слесаренко Дальневосточный федеральный университет
  • Лианна Вардановна Галстян Дальневосточный федеральный университет
  • Анна Геннадьевна Красавина Дальневосточный федеральный университет

Ключевые слова:

цифровые образовательные платформы, экономическая эффективность, высшее образование, оптимизация затрат, конкурентоспособность вуза, персонализация обучения

Аннотация

В условиях цифровой трансформации системы высшего образования особую значимость приобретает внедрение цифровых образовательных платформ (ЦОП), способных обеспечить повышение качества и доступности образовательных услуг при одновременной оптимизации затрат вуза. Однако, несмотря на активное развитие ЦОП в последние годы, вопросы оценки их экономической эффективности остаются недостаточно изученными. Цель исследования – разработка методики комплексной оценки экономической эффективности внедрения ЦОП в вузах и апробация ее на примере ведущих российских университетов. Исследование опиралось на сочетание качественных и количественных методов. На первом этапе был проведен систематический обзор литературы и кейс-анализ опыта внедрения ЦОП в 15 вузах-лидерах. Далее, на основе полученных данных, была разработана методика оценки экономической эффективности ЦОП, включающая систему показателей и алгоритм их расчета. На заключительном этапе методика была апробирована на эмпирических данных 5 вузов с использованием методов статистического и эконометрического анализа. Предложенная методика позволяет комплексно оценить экономическую эффективность ЦОП по трем ключевым параметрам: оптимизация затрат, повышение доходов и обеспечение конкурентных преимуществ вуза. Ее апробация показала, что внедрение ЦОП обеспечивает сокращение удельных затрат на обучение на 12-18% при росте доходов от образовательной деятельности на 8-12%. При этом наибольший эффект достигается при интеграции ЦОП с традиционными форматами обучения и реализации персонализированных образовательных траекторий. Полученные результаты вносят значимый вклад в развитие теории и практики цифровой трансформации высшего образования. Предложенная методика может стать основой для принятия управленческих решений по внедрению и масштабированию ЦОП. Перспективы дальнейших исследований связаны с валидацией результатов на более широкой выборке вузов и разработкой прогностических моделей экономической эффективности ЦОП.

Библиографические ссылки

Абдрахманова Г.И., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества (9-12 апр. 2019 г., Москва). Под науч. ред. Л.М. Гохберг. М.: ИД ВШЭ, 2019. 82 с.

Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. М.: Перо, 2019. 72 с.

Гончарова А.Р., Иватанова Н.П., Стоянова И.А. Организация экологического контроля как фактор обеспечения устойчивого развития предприятия // Инновации и инвестиции. 2021. № 1. С. 76-79.

Гужова И.В. Маркетинговые инструменты и технологии продвижения образовательных услуг организации высшего образования в условиях цифровой экономики // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2019. Т. 10. № 2. С. 36-46.

Днепровская Н.В. Оценка готовности российского высшего образования к цифровой экономике // Статистика и экономика. 2018. Т. 15. № 4. С. 16-28.

Игнатова Н.Ю. Образование в цифровую эпоху: монография. Нижний Тагил: НТИ (филиал) УрФУ, 2017. 128 с.

Ковалев М.М., Головенчик Г.Г. Цифровая экономика – шанс для Беларуси: монограф. Минск: ИЦ БГУ, 2018. 327 с.

Кочергин Д.Г., Жернов Е.Е. Опыт цифровизации высшего образования в США // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 2(34). С. 12-23.

Ларионова В.А., Карасик А.А. Цифровая трансформация университетов: заметки о глобальной конференции по технологиям в образовании Edcrunch Ural // Университетское управление: практика и анализ. 2019. Т. 23. № 3. С. 130-135.

Расторгуев С.В., Тян Ю.С. Цифровизация экономики России: тенденции, кадры, платформы, вызовы государству // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 5. С. 136-161.

Роберт И.В. Аксиологический подход к развитию образования в условиях цифровой парадигмы // Педагогическая информатика. 2020. № 2. С. 89-113.

Сафуанов Р.М., Лехмус М.Ю., Колганов Е.А. Цифровизация системы образования // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2019. № 2(28). С. 116-121.

Трудности и перспективы цифровой трансформации образования. Под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. М.: ИД ВШЭ, 2019. 343 с.

Bond M., Marín V.I., Dolch C., Bedenlier S., Zawacki-Richter O. Digital transformation in German higher education: student and teacher perceptions and usage of digital media // International journal of educational technology in higher education. 2018. Vol. 15. № 1. Р. 48.

Rodrigues L.S., Pinto A., Caria A. Digital platforms in higher education: mapping student uses and perceptions // Proceedings of INTED2021 Conference. 2021. рр. 3322-3326.

Sailer M., Murböck J., Fischer F. Digital learning in higher education: a systematic review of reviews // Educational Research Review. 2021. Vol. 37. рр. 100-434.

Загрузки

Опубликован

2024-06-15

Как цитировать

1.
Федоров ИС, Рещук КА, Слесаренко СД, Галстян ЛВ, Красавина АГ. Экономическая эффективность внедрения цифровых образовательных платформ в вузах: опыт внедрения и перспективы развития. УО [Интернет]. 15 июнь 2024 г. [цитируется по 21 ноябрь 2024 г.];14(7-1):42-53. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1664

Выпуск

Раздел

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)