Внедрение проектного обучения в программы высшего образования

Авторы

  • Александр Павлович Тонких Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского
  • Татьяна Васильевна Данилова Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского
  • Татьяна Петровна Лапыко Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского

Ключевые слова:

проектное обучение, высшее образование, практическая подготовка студентов, ключевые компетенции, успеваемость, удовлетворенность, трудоустройство

Аннотация

Современный рынок труда предъявляет всё более высокие требования к уровню практической подготовки молодых специалистов. Однако традиционные форматы преподавания в вузах ориентированы в большей степени на теоретическую составляющую образования и не всегда эффективно развивают компетенции, востребованные работодателями. Проектное обучение как инновационная образовательная технология, основанная на принципах самоорганизации и самостоятельной работы студентов над реальными практическими задачами, может стать эффективным инструментом решения этой проблемы. Цель исследования заключалась в анализе эффективности внедрения элементов проектного обучения в классические программы высшего образования в целях максимизации практической подготовки студентов и развития их ключевых навыков. Приоритетными сферами внедрения проектного обучения стали естественнонаучные и технические специальности, где практические компетенции имеют решающее значение для будущей профессиональной деятельности выпускников. В качестве материалов для исследования были использованы результаты анкетирования 200 студентов и 20 преподавателей трех вузов, а также статистические данные об успеваемости, удовлетворенности обучением и трудоустройстве выпускников за последние 5 лет. Результаты показали повышение качества знаний студентов, их мотивации и самостоятельности, а также лучшие показатели поиска работы среди выпускников программ с элементами проектного обучения.

Библиографические ссылки

Бурыкина М. Ю., Данилова Т.В., Тонких А.П. Инновационная культура будущего педагога как проблема профессиональной подготовки // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 6(52). С. 38-54.

Горбунов Д.В., Нестеров А.Ю. Технологическое будущее России: вызов «третьей природы» // Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2017. Т. 16. № 4. С. 60-71.

Кричевский С.В. Эволюция технологий и технологических укладов в парадигме «зеленого» развития и глобального будущего // НАУКА ТА НАУКОЗНАВСТВО. 2015. № 2. С. 73-79.

Лапыко Т.П. Метод проектов как способ поиска, поддержки и сопровождения талантливой молодежи в вузе // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества: мат. VII Межд. науч. конф. (09-10 ноября 2017 г., Санкт-Петербург). Отв. ред. М.И. Морозова. СПб.: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2017. С. 271-274.

Лапыко Т.П., Комарова С.В. Конкурсы профессионально-педагогического мастерства будущих педагогов // Управление образованием: теория и практика. 2023. № 9(67). С. 158-165.

Лепский В.Е. Рефлексивно-активные среды инновационного развития. М.: Когито-Центр, 2010. 255 с.

Лидер А.М., Слесаренко И.В., Соловьев М.А. Современный опыт инженерно-технической подготовки в ведущих зарубежных университетах // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 1. С. 18-34.

Малькина О. В., Данилова Т.В., Курачева Л.Г. Развитие ресурсного личностного статуса «Я – профессионал» у будущих педагогов:проблемы и пути их решения // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2022. № 1(64). С. 95-104.

Плигин А.А. Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников. М.: Издательство Московского психолого-социального университета, 2021. 152 с.

Пучков М.В. Генетические аспекты формирования архитектурных прототипов и пространственных моделей научно-образовательных комплексов // Архитектон: известия Вузов. 2021. № 2.

Райхельхаус Л.Б. Устойчивость образовательных результатов как новый принцип современной дидактики // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 4(109). С. 8-14.

Ставицкий А.В., Ашавский И.Г., Волков Д.В. Разработка курса для обучения современным облачным технологиям // Открытое образование. 2018. Т. 22. № 6. С. 39-50.

Тонких А. П. Проектная деятельность в курсе обучения математике будущего учителя начальных классов: компетентностный подход // Вестник Брянского государственного университета. 2017. № 2(32). С. 286-292.

Novikova N.N., Mironov V.V., Kitaygorodskiy M.D., Poberezkaia V.F. Realities and prospects of digital transformation of additional education for children in Russia // International journal of early childhood special education. 2021. V. 13. № 2. pp. 1164-1173.

Ainamo A., Pikas E., Mikkela K. University ecosystem for student startups: A «platform of trust» perspective. Eds by M.E. Auer, T. Rüütmann // Educating engineers for future industrial revolutions. ICL 2020. Advances in intelligent systems and computing. 2021. Vol. 1329. Springer, Cham.

Dannenberg S., Grapentin T. Education for sustainable development – learning for transformation. The Example of Germany // Journal of futures studies. № 3(20). рр. 7-20.

Jacobides M.G., Cennamo C., Gawer A. Towards a theory of ecosystems // Strategic management journal. 2018. Vol. 39. Iss. 8. pp. 2255-2276.

Kumar S., Paray Z.A., Sharma N., Dwivedi A.K. Influence of entrepreneurship education and university ecosystem on individual's entrepreneurship readiness // Entrepreneurship and regional development. Cham: Palgrave Macmillan, 2021. рр. 305-322.

Panychev A., Pokrovskaya, O. The third-generation university ecosystem in the context of global digitalization. Eds A. Manakov, A. Edigarian // Mat. of Inter. scien. siberian transport forum TransSiberia-2021. Lecture notes in networks and systems. 2022. Vol. 402. Springer, Cham.

Spencer-Keyse J., Luksha P., Cubista J. Learning ecosystems: an emerging praxis for the future of education. School of management SKOLKOVO & Global Education Futures. https:// learningecosystems2020.globaledufutures.org

Voino L.I., Krylova L.A., Shuverova T.D., Shakhova V.A. et al. The involvement of university lecturers as tutors to support high school individual projects // Edulearn18. 2018. рр. 11091-11099

Загрузки

Опубликован

2024-04-30

Как цитировать

1.
Тонких АП, Данилова ТВ, Лапыко ТП. Внедрение проектного обучения в программы высшего образования. УО [Интернет]. 30 апрель 2024 г. [цитируется по 21 ноябрь 2024 г.];14(4-2):51-8. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1574

Выпуск

Раздел

ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА