Анализ влияния социальных сетей на современных подростков
Ключевые слова:
Развивающиеся технологии, социальные сети, чувствительная группа, подросткиАннотация
Настоящее исследование посвящено анализу влияния социальных сетей на современных подростков. Актуальность темы обусловлена стремительным развитием интернет-технологий и возрастающей ролью цифровых платформ в жизни молодого поколения. Целью работы является комплексная оценка воздействия социальных медиа на психологическое благополучие, коммуникативные практики и ценностные ориентации подростков. В ходе исследования применялись методы контент-анализа профилей подростков в социальных сетях (n=250), анкетный онлайн-опрос (n=500), серия полуструктурированных интервью (n=30). Результаты показали, что 78% подростков проводят в социальных сетях более 4 часов в день, при этом 54% отмечают периодическое снижение настроения и повышение тревожности. Установлено, что интенсивное использование социальных медиа значимо коррелирует с проявлениями кибербуллинга (r=0,67; p<0.01) и риском интернет-зависимости (r=0,74; p<0.01). Вместе с тем 63% респондентов указывают социальные сети как основной источник значимой информации и площадку для самовыражения. Теоретическая значимость исследования заключается в углублении представлений о цифровой социализации подростков. Полученные результаты могут быть использованы при разработке программ профилактики деструктивного поведения в сети. Перспективы дальнейшего изучения проблемы связаны с кросс-культурным анализом выявленных закономерностей.
Библиографические ссылки
Абрадова Е.С., Кисловская Е.В. Молодежь в социальных сетях // Власть. Сер.: Социологические науки. 2018. С. 150-153
Бочавер А.А., Докука С.В., Сивак Е.В., Смирнов И.Б. Использование социальных сетей в интернете и депрессивная симптоматика у подростков // Клиническая и специальная психология. 2019. Т. 8. № 3. С. 1-18.
Волкова Е.Н., Волкова И.В. Социально-психологические и личностные особенности подростков – свидетелей буллинга // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 4. С. 10.
Ефимова Г.З., Семенов М.Ю. Цифровой детокс молодежи (на примере использования социальных сетей) // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер: Социология. 2020. Т. 20. № 3. С. 572-581.
Клейберг Ю.А. Девиантология: словарь. 2-е изд., доп. М.: Изд-во Московского психолого-социального университета, 2016. 91 с.
Клейберг Ю.А. Десоциализация и дегуманизация личности в ситуации социальной турбулентности: психолого-девиантологический дискурс // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2017. № 1 (35). С. 150-158.
Кондрашкин А.В., Хломов К.Д. Постановка проблемы: девиантное поведение подростков, социальная ситуация и Интернет // Юридическая психология. 2013. № 1. С. 18-23.
Королева Д.О. Всегда онлайн: использование мобильных технологий и социальных сетей современными подростками дома и в школе // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 205-224.
Сергеева Ю. Интернет и соцсети в России в 2021 году – вся статистика // WebCanape. 2021. https://www.web-canape.ru/business/internet-i-socseti-v-rossii-v-2021-godu-vsya-statistika/
Собкин В.С., Федотова А.В. Подросток в социальных сетях: к вопросу о социально-психологическом самочувствии // Национальный психологический журнал. 2018. № 3(31). С. 2336.
Солодников В.В., Зайцева А.С. Использование социальных сетей и социализация российских подростков // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Т. 9. № 1. С. 23-42.
Федосеева Т.Е. Проблема влияния средств массовой информации на развитие личности современных подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57(7). С. 336-342.
Хломов К.Д., Давыдов Д.Г., Бочавер А.А. Кибербуллинг в опыте российских подростков // Психология и право. 2019. Т. 9. № 2. С. 276-295.
Шейнов В.П. Кибербуллинг в молодежной среде: предикторы и последствия // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: мат. XIII Межд. науч.-прак. конф. в 2 ч. Ч. 1. М.: РУДН, 2020. С. 103-107.