Анализ интонационных особенностей вокальной музыки КНР и их активизация в процессе профессиональной подготовки вокалиста в вузе: педагогический и музыкальный аспекты
DOI:
https://doi.org/10.25726/j0632-1333-9237-eКлючевые слова:
интонационные особенности, вокальная музыка, Китай, профессиональная подготовка вокалистов, педагогические технологииАннотация
В настоящее время анализ интонационных особенностей музыкальных произведений разных стилей и жанров является важной задачей как для музыковедов, так и для преподавателей вокала. В данной статье проводится исследование интонационных характеристик вокальной музыки Китайской Народной Республики с целью выявления наиболее эффективных путей их активизации в процессе профессиональной подготовки студентов-вокалистов в вузах Российской Федерации. В качестве материала для анализа были отобраны 30 песен различных жанров традиционной и современной китайской эстрады. Для выявления характерных интонационных особенностей применялись методы спектрального и статистического анализа, а также метод сопоставления с аналогичными параметрами вокальной музыки других стран и культур. Полученные результаты свидетельствуют о существовании ряда наиболее устойчивых интонационных моделей в китайской вокальной музыке. В настоящей статье предлагаются эффективные подходы к активизации выявленных особенностей в рамках учебных дисциплин по вокальному мастерству и сольфеджио. Реализация предлагаемых методик может способствовать более глубокому изучению студентами-вокалистами музыкальных традиций Китая и расширению их исполнительских возможностей.
Библиографические ссылки
Ван Л. Патриотическое содержание уроков музыки в начальной школе. Преподавание и воспитание. 2017. № 2. С. 80-83
Го И. Анализ применения элементов традиционной музыки в преподавании вокальной музыки в колледжах и университетах. Исследования в области искусства // Журнал Художественного колледжа Харбинского педагогического университета. 2017. № 1. C. 136-137.
Ду Х. Современная концепция вокального образования в КНР в свете российских и китайских научно-методических достижений: автореф. ... канд. пед. наук. М., 2021. 25 с.
Жэнь Х. Исследование практики китайской традиционной музыкальной культуры в текущих классах преподавания качественного образования в колледжах и университетах // Сотни искусства. 2014. № 6. C. 231-232.
Инь П. Изучение традиционных ресурсов народной культуры в вокальном музыкальном образовании в колледжах и университетах // Исследование высшего образования. 2005. № 5. C. 6768.
Копылов Н.Д. Особенности формирования гласных в процессе обучения академическому вокалу мужских голосов // Методологические проблемы современного музыкального образования: сб. ст. по мат. X Междунар. науч.-прак. конф. СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. С. 98-101.
Лю Ч. Музыкальное образование в средней школе Хунань Гуанъи. Хунань, 2019.
Хуан Д. О воспитании патриотизма и музыкальном образовании // Народная музыка. 2017. № 5. С. 177-178.
Цяо Ц. Многообразный мир китайской народной песни // Народная музыка. 2017. № 7. С. 53-55.
Чжан С. Эмоциональная сила китайских народных песен. Тяньцзинь, 2016.
Чжан Х. Музыкальный дух традиционной китайской песни // Общественные науки в Шаньдуне. 2019. № 9. С. 95-97.
Чжан Ц. Китайская народная музыка в профессиональной подготовке студентов музыкальных факультетов. М., 2008.
Чжао Ю., Чжан С. Изучение традиционной музыкальной культуры Китая в старших классах // Северная музыка. 2019. № 9. С. 41-47.
Чэнь Ц. Об искусстве преподавания вокала профессора Цзинь Телиня // Художественное образование и наука. № 3(28). М.: Российская государственная специализированная академия искусств, 2001. С. 35-39.
Guan L. History of Chinese Vocal Music // Beijing; China Federation of Literary and Art Circles Press. 1998. 300 р.
Wang Yu. Aesthetic Characteristics of Chinese National Vocal Music // Music Life. Shenyang. 2010. № 1. рр. 73-74.