Формирование образа городского пространства в изобразительном искусстве как средство педагогического приема в архитектурном образовании
DOI:
https://doi.org/10.25726/t9319-8250-5617-xКлючевые слова:
история городского пейзажа, городской ландшафт, изобразительное искусство, образ городаАннотация
В городском пейзаже важной характеристикой является понятие «образ города» как проявление духовной сущности материального городского пространства, выражение общих черт и уникальных особенностей, отражение исторической и культурной памяти, этнокультурной идентичности, присущих городам. Изучение эволюции образа города в изобразительном искусстве позволяет выявить представления о ценностях, эстетических категориях, социальных нормах определенного исторического периода, тенденции в развитии городских пространств. При обсуждении конструкции города по типам элементов в общегородском масштабе выделяются: районы, границы, дороги, узлы, ориентиры. Однако "только во взаимосвязанности частей в единое целое пути могут раскрыть последовательность и характер районов и связать различные узлы; Узлы соединят и очертят пути, границы охватят районы, а ориентиры обозначат центры активности”. Полная проработка всех этих звеньев с помощью света способна связать их в целостный ночной образ, ибо ориентир обладает достаточной силой, если он виден с большого расстояния и в течение долгого времени; если, опираясь на него, можно установить собственную локализацию; узлы, как концептуальные опоры образа городов, которая может поддерживаться специфическим устойчивым освещением (применение ритмической световой инсталляции при визуальной организации узлов предоставляет такую специфическую особенность в ночное время, что делает его более четким); четкие пределы позволяют легче распознавать узлы; районы города как однородные по характеру территории лучше воспринимаются при организации однородного фонового освещения.
Библиографические ссылки
Бархин М.Г. Город: структура и композиция. М., 1986.
Беляева Е.Л. Дизайн в визуальной среде современного города // Труды ВНИИТЭ «Техническая эстетика» 1980. №6. – М.
Гаврилов О.М., Виданова Е.А. Композиция книги и иллюстрации: учеб.-метод. пособие. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2016. С. 19.
Горанская Т.Г. Образ города в изобразительном искусстве Беларуси XX - начала XXI в.: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Горанская Татьяна Георгиевна; Национальная академия наук Беларуси, Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы. Минск, 2015. 24 с.
Городская среда. Технология развития: Настольная книга / В.Л. Глазычев, М.М. Егоров, Т.В. Ильина и др. М.: Ладья, 2015. 240 с.
Саяпина Е.И. Живопись пейзажа // Наука и мир. 2014. Т. 3. № 2 (6). C. 99-102.
Саяпина Е.И. Живопись пейзажа: учеб.пособие. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2012. С. 3.
Сванидзе А.А. Город в цивилизации: к вопросу определения // Город как социокультурное явление исторического процесса. М.: Наука, 2015. 29с.
Степанская Т.М., Черняева И.В. Особенности региональной художественной жизни в России на рубеже ХХ-XXI столетий // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. №11 (73): в 2-х ч. Ч. 1. C. 146-149.
Lacy, S. (1995). Mapping the Terrain: New Genre Public Art. Bay Press, Seattle.
Januchta-Szostak A. (2007). Methodology of Visual Art Localization in Public Spaces on Example of Poznan City
Prof. Włodzimierz Dreszer said that “art is anti-thesis of standard“ in: Dreszer W. (2007) Przestrzenie wyróżnione krajobrazu kulturowego, (in:) Sztuka projektowania krajobrazu, pp. 15-19
Richard Serra’s massive, wall-like steel sculpture was removed from Federal Plaza, New York, in 1989.
Refering to Rem Koolhaas' s slogan: "Fuck the Context"!, in: Koolhaas, R. & Mau, B. (1995) S,M,L,XL. Monacelli Press, pp. 495-516, New York
Goodall, B. (1987), Dictionary of Human Geography, Penguin Books, London, p. 152, cited in: Böhm, A. (2004). „Wnętrze” w kompozycji krajobrazu