Кросс-культурный анализ вокального образования: сравнение методик обучения пению в разных культурах

Авторы

  • Синь Шаокай Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

DOI:

https://doi.org/10.25726/r2715-3510-8594-n

Ключевые слова:

вокальное образование, методики обучения пению, сравнительный анализ, культурные особенности

Аннотация

В настоящее время проблема сравнительного анализа подходов к вокальному образованию в разных культурах является крайне актуальной. Цель данного исследования заключалась в сопоставлении методик обучения пению в России, Италии, Германии и Японии на основе изучения исторических источников и современной научной литературы по вокальному искусству. Проблема изучения национальных особенностей методик обучения вокальному искусству в различных культурах является в высшей степени злободневной с учетом глобальных процессов интеграции и взаимопроникновения цивилизационных традиций. Несомненно, понимание специфики подходов к формированию вокальной техники в конкретных странах позволит глубже осмыслить природу национальных школ пения и разработать более эффективные методы обучения с учётом индивидуальных особенностей учеников. Материалами для исследования послужили научные труды по методике вокального образования Г.B. Страдалли, Ф. Ламперти, Ц. Манцони, Х. Лиссауэра и др., а также учебные программы ведущих консерваторий стран выборки. Было выявлено, что несмотря на определенные отличия в подходах, все рассматриваемые школы базируются на общих принципах формирования вокальной техники: от работы над дыханием и резонансом до совершенствования артистического мастерства. Однако существуют и национальные особенности методик, обусловленные культурными традициями.

Библиографические ссылки

Айзенштадт С.А. Фортепианные школы стран Дальневосточного региона (Китай, Корея, Япония). Проблемы теории, истории, исполнительской практики: автореф. дисс. д. иск. Новосибирск, 2015. 50 с.

Гуревич В.А., Хэн С. Вузовская подготовка пианистов в Китае: век двадцать первый // Университетский научный журнал. Филологические и исторические науки, археология и искусствоведение. 2020. № 58. С. 36-41. DOI: 10.25807/PBH.22225064.2020.58.36.41.

Додонова М.А. Пения учим петь. М.: Просвещение, 1990. 224 с.

Казарновский Ю.А. Сравнительное вокальное образование: от национальных традиций к формированию современных подходов. М.: Изд-во "Классика XXI", 2010. 480 с.

Кожевникова Л. Музыкально-просветительская деятельность в контексте подготовки будущих учителей музыкального искусства // Педагогические науки: теория, история, инновационные технологии. 2016. № 5(59). С. 110-120.

Кисельникова М.Ю. Особенности японской методики обучения пению // Педагогическое мастерство. 2021. № 4. С. 112-121.

Козловец М., Горохова Л. Культурные основы наций и идентичность в эпоху глобализации // Гилея. 2013, №73. С. 250-255.

Королёва В.А. Музыкальное китаеведение в России: историография проблемы // Проблемы истории Китая и международных отношений в трудах китайских исследователей. Владивосток: Дальнаука, 2011. С. 170-182.

Ламперти Ф. Искусство пения. М.: Музыка, 1985. 320 с.

Лиссауэр Х. Основы академического пения. СПб.: Композитор, 2012. 416 с.

Мандзони К. Японское вокальное искусство: традиции и новаторство. Токио: Международный центр музыки, 2005. 256 с.

Новичкова Е.О. Роль социокультурной компетенции в процессе межкультурной коммуникации // Актуальные вопросы филологической науки XXI века: Студенческий взгляд: Сб. ст. по материалам II Всерос. студ. науч. конф. Екатеринбург: Уральский Федеральный университет, 2012. С. 234-240.

Ольховский А.В. Сопоставительный анализ методик обучения вокалу в России и за рубежом // Музыкальное искусство. 2017. № 1. С. 65-73.

Рытов Д.А. Цифровые образовательные ресурсы в подготовке музыканта-исполнителя // Вестник Санкт-Петербургский государственный институт культуры. 2019. № 3 (40). С. 135-139.

Савруцкая Е.П., Жигалев Б.А., Викулина М.А., Макшанцева Н.В. Институты образования и молодежь: на пути устойчивого развития общества: монография. Нижний Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 2017. 184 с.

Сулима И.И. Антропология диалектики образования и традиции // Непрерывное образование: XXI век. 2015. № 3 (11). С. 3-12.

Страдалли Г.В. Очерки по истории вокального искусства. М.: Классика-XXI, 2005. 384 с.

Терентьев А.А. Российская цивилизация: уроки исторического опыта и современности. Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2018. 416 с.

Фенина Н.Г., Ценер Т.С. Модель формирования коммуникативной компетенции у студентов художественного вуза на занятиях по иностранному языку в соответствии с Федеральный государственным образовательным стандартом // Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 3. С. 171-184.

Фролкин В.А. Мировая музыкальная педагогика в эпоху глобализации (Восток-Запад: кросс-культурные перспективы). В сб.: Педагогика музыкального образования: Проблемы и перспективы развития: III Международная научно-практическая очно-заочная конференция. Нижневартовск. 2011. С. 9-18.

Фуртас Т.В. К вопросу об основных положениях итальянской вокальной педагогики // Н.В. Овчинников и чувашское изобразительное искусство XX века. сборник научных статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 99-106.

Чен Хань. Понятие национальной культуры личности в контексте современной музыкально-педагогического образования // Актуальные вопросы художественного образования. 2019. №1-2 (13-14). С. 294-305.

Шалаева А.А. Исторические аспекты вокального академического образования и педагогики в Китае XX — начала XXI вв.: проблемы и перспективы // Ученые записки Российской академии музыки им. Гнесиных. 2022. № 2(41). С. 98-108.

Эрюн Ли., Хунчжэн Ч. Интеграция оперного исполнения и вокальной педагогики в современном Китае // Педагогика & Психология. Теория и практика. 2020. № 6(32). С. 19-24.

Янь Мэйвэй. Образовательные центры Дальнего Востока как элемент русско-китайского межкультурного взаимодействия // Диалог культур тихоокеанской России и сопредельных стран: межэтнические, межгрупповые, межличностные коммуникации: сб. материалов III Национальной науч. конф. с межд. участием. Владивосток: Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока, 2020. С. 359-364.

Загрузки

Опубликован

2023-12-15

Как цитировать

1.
Шаокай С. Кросс-культурный анализ вокального образования: сравнение методик обучения пению в разных культурах. УО [Интернет]. 15 декабрь 2023 г. [цитируется по 1 ноябрь 2024 г.];13(12-1):238-45. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1253

Выпуск

Раздел

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ