Методика оценки гармоничности соотношения физического и умственного развития дошкольников 5-6 лет

Авторы

  • Николай Иванович Батанцев Ханты-Мансийская государственная медицинская академия
  • Сергей Викторович Барбашов Югорский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/g0392-1927-2823-o

Ключевые слова:

гармонизация физического и умственного развития; дошкольники 5-6 лет; показатели физической и интеллектуальной подготовленности.

Аннотация

В ходе изучения проблемы гармонизации физического и умственного развития дошкольника было выявлено, что одни исследователи соотносят двигательное и интеллектуальное, вторые физическое и психическое, третьи физическое и умственное развитие. При этом не было выявлено конкретных показателей гармоничности сочетания параметров количественного характера. Таким образом, существует проблема оценки уровня гармоничности соотношения физического и умственного развития дошкольников в процессе физического воспитания. На основе существующей проблемы мы предприняли попытку разработать методику оценки гармоничности соотношения физического и умственного развития дошкольников 5-6 лет. Процесс разработки методики охватил несколько последовательных этапов. На первом этапе все показатели физического и умственного развития дошкольников были переведены в 5-ти  бальные уровневые системы. В основу перевода показателей физического развития в баллы была взята методика проведения общероссийского мониторинга физического развития и физической подготовленности обучающихся образовательных учреждений. Важной задачей, стоящей во главе системы дошкольного образования, является всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка. Однако программно-нормативные документы, имеющиеся в дошкольных учреждениях направлены на развитие личностных качеств посредством образовательных областей, за счет чего умственная нагрузка значительно превосходит физическую, причем проходят учебные занятия в основном в статической позе.

Биографии авторов

Николай Иванович Батанцев, Ханты-Мансийская государственная медицинская академия

ассистент

Сергей Викторович Барбашов, Югорский государственный университет

доктор педагогических наук, профессор

Библиографические ссылки

Бабаева Т.И. Детство: пример образовательных программ дошкольного образования.

СПб.: Детство-пресс, 2014. 280 с.

Батанцев Н.И. Повышение уровня гармонизации физического и умственного развития детей 5-6 лет посредством технико-тактических элементов спортивных игр // Theory and methods of teaching. 2020. DOI: 10.34670/AR.2020.99.77.075

Вайсвалавичене В.Ю. Структура средств, методов и условий развития двигательных способностей у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. М., 2015. 24 с.

Дворкина Н.И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов у детей 3-6 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2002. 26 с.

Деханова И.М. Индивидуально-типологические особенности физического и интеллектуального развития детей 6-7 лет: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.02.СПб., 2008. 28 с.

Комарова М.А. От рождения до школы: пример. общеобразовательной программы дошкольного образования (пилотный вариант). М.: Мозакика-Синтез, 2014. 368 с.

Кособуцкая Г.В. Обоснование средств физического воспитания, способствующих развитию умственных способностей дошкольников в условиях детского сада: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. М., 2009. 25 с.

Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М.: ВЛАДОС, 2001. 640 с.

Романова Е.Е. Образование дошкольников в области физической культуры в отражении социального развития современного общества // Теория и практика физической культуры. 2008. №3. С. 18-21.

Соловьева Е.В. Радуга: пример основной образовательной программы дошкольного. образования. М.: Просвещение, 2014. 232 с.

Стародубцева И.В. Интеграция умственного и двигательного развития дошкольников 5-7 лет в процессе физического воспитания: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. Тюмень, 2004. 141 с.

Трофимова О.С. Интегрированное развитие физических способностей и мышления детей подготовительной к школе группы средствами игровой деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. Краснодар, 2010. 235 с.

Филиппова С.О. Физическая культура в системе образования дошкольников: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.04. СПб., 2002. 524 с.

Шванцара И. Диагностика психического развития. Прага: Авиценум, 1978. 388 с.

Щербакова Т.А. Целевое, содержательное и технологическое обеспечение интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. Набережные челны, 2011. 24 с.

Загрузки

Опубликован

2021-04-02

Как цитировать

1.
Батанцев Н, Барбашов С. Методика оценки гармоничности соотношения физического и умственного развития дошкольников 5-6 лет. УО [Интернет]. 2 апрель 2021 г. [цитируется по 3 июль 2024 г.];11(1):130-8. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/12