Педагогическое конструирование сюжетного патриотического танца
DOI:
https://doi.org/10.25726/p4740-4760-3712-aКлючевые слова:
воспитание, педагогическое конструирование, патриотизм, сюжетный танец, художественное творчествоАннотация
Конструирование патриотического танца – инновационный подход к патриотическому воспитанию, являющемуся актуальной научной проблемой в условиях суверенизации России и российского образования. Рассмотрен процесс конструирования в различных научных областях, обозначена его роль в образовании, культуре и искусстве. Проанализировали вклад ученых-исследователей и балетмейстеров, занимающихся вопросами композиции и постановки танца, в конструирование. Выявлены предпосылки создания и широкого применения технологии конструирования в практику: увеличение количества фестивалей, концертных мероприятий патриотической направленности, патриотических проектов, появление конкурсной номинации «патриотический танец» как для коллективов, так и для балетмейстеров. Предложенный авторами конструктор, гармонично сочетающий педагогические методы с законами драматургии хореографического произведения, может стать эффективным инструментом создания танца как для студентов творческих специальностей средних и высших учебный заведений, так и для молодых педагогов-хореографов. Например, в Астраханской области в хореографических конкурсах появилась номинация «патриотический танец». Эта номинация была введена с целью поддержки и развития патриотических ценностей среди детей и молодежи. Также на межрегиональном конкурсе балетмейстерских работ «Лебедия-2023» была выделена отдельная номинация «танец патриотической тематики». Участники конкурса, а именно балетмейстеры, должны были представить танцевальные номера, которые отражали бы национальные традиции и культуру России.
Библиографические ссылки
Быков А.К. Интегративная природа патриотического воспитания в образовательных организациях как основание классификации его основных направлений // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. № 4(808). С. 47-60.
Верченко И.А. К вопросу о творческом мышлении студентов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2009. № 5-1. С. 64-68.
Говорухин Г.Э., Андросова И.С. Семья как ценность и семейные ценности в российском обществе (социологическое исследование семейных ценностей студентов Комсомольский-на-Амуре Государственный университет) // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2015. Т. 2. № 3(23). С. 71-81.
Данилина Е.К. Креативность и обучение // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2015. № 4(31). С. 209-214.
Мелехов А.В. Искусство балетмейстера. Композиция и постановка танца. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. 2015. 128 с.
Мироненко А.В. Сущность и специфика этнокультурной социализации подростков в процессе освоения регионального фольклорного танца // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 1(129). С. 81-86.
Окунева О.С. Русский народный танец как средство патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников // Великая победа: наследие и наследники XXI века: Материалы ежегодных Митрофановских церковно-исторических чтений. Отв. ред. И.Я. Манохин. Борисоглебск: Издательский дом ВГУ. 2019. Т. 4. С. 83-85.
Педагогический энциклопедический словарь. Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. Москва: Большая рос. энцикл., 2002. 527 с.
Смольянина Е.В., Смольянин С.Н. Патриотическое воспитание студентов-хореографов средствами современного танца // Культура и образование. 2022. № 4(47). С. 95-102.
Тетерский С.В. Конструирование научной работы молодых исследователей как уникального интеллектуального продукта // Педагогические исследования. 2021. № 4. С. 1-14.