Эволюция вокальных техник в истории музыкального искусства: от античности до современности

Авторы

  • Цзинь Сяошуан Белорусская государственная академия музыки

DOI:

https://doi.org/10.25726/m8632-4468-2365-q

Ключевые слова:

эволюция вокальных техник, музыкальное искусство, история музыки, Европа, античная музыка, средневековье, Ренессанс, Барокко, Классицизм, Романтизм, Современность, голос, вибрато, регистрация голоса

Аннотация

В настоящей научной статье рассматривается эволюция вокальных техник в истории музыкального искусства Европы, охватывающая период с античности до современности. Исследование призвано углубить понимание динамических механизмов трансформации музыкальных практик и их социокультурных корреляций. Основываясь на обширном анализе исторических источников, вокальных партиций и архивных аудиозаписей, проводится квантитативный и качественный анализ вокальных методик. Изучение включает в себя детальный обзор применения голоса в различных исторических контекстах, начиная с григорианских хоралов в VI веке и заканчивая оперными и современными популярными жанрами XXI века. Эмпирические данные основываются на оценке более чем 200 вокальных произведений, из которых 34% относятся к периоду Ренессанса, 26% к эпохе Барокко, 17% к классическому периоду, 12% к романтизму и 11% к современному периоду. Ключевые параметры анализа включают в себя модусы регистрации голоса, динамические отношения, использование вибрато и другие технические характеристики. Данная статья представляет собой комплексный подход к изучению и интерпретации вокальных методов в рамках исторической эволюции, имеющий значимые импликации для теории музыкального искусства и педагогики.

Библиографические ссылки

Верин-Галицкая А.Д. Джулио Каччини: между пассажами и аффектированной музыкой // Музыкальная академия. 2022. № 1. С. 14-25. DOI: 10.34690/216.

Друскин М.С. Собрание сочинений: в 7 т. Ред.-сост. Л.Г. Ковнацкая; Рос. Ин-т истории искусств; СПбГК. Т. 1: Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI-XVIII веко. М.С. Друскин; ред.-кол.: И.В. Розанов. СПб: Композитор. 2007. 752 с.

Захваткин А.Н. Клавирная школа К. Ф. Э. Баха в исторической перспективе: дис. канд. искусств. Нижний Новгород, 2007. 307 с.

Ин Х. Романс как новый жанр в музыкальной культуре ХХ века. ГИСДВ. 2008. № 3: 57-59.

Кандинский А.И. Даргомыжский А.С. // Левашова О., Келдыш Ю., Кандинский А.О. История русской музыки. Т. 1. От древнейших времен до середины XIX века. М.: Музыка, 1980. 623 с.

Маркон А. Если музыкант не меняет мышление, то барочная скрипка ему не поможет. Интервью брала Евгения Кривицкая // Музыкальная жизнь №7-8, 2017. URL: http://mus-mag.ru/mz-txt/2017-07/i-andrea-marcon.htm

Митюкова З.З. Партименто в итальянской музыке XVIII века: дис. канд. иск.: 17.00.02. Казань, 2018. 241 с.

Наумов А.В. От вокальной манеры к композиторскому стилю: романсы Даргомыжского А.С. 1830-х гг. // Два века феномена А.С. Даргомыжского: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Тула, 2013. С. 58-66.

Старцева Д.В. Значение вокальных упражнений в развитии певческих навыков будущих педагогов-музыкантов // Интеграция искусств в современном художественном образовании: материалы IV всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Редкол.: И.И. Банникова, В.И. Юдина. Орел: Орловский государственный институт культуры, 2021. С. 132-137.

Старчеус М.С. Слух музыканта. М.: МГК им. П.И. Чайковского. М., 2003. -640 с.

Трубникова О. Черты жанрового и стилевого новаторства в романсах и песнях А.С. Даргомыжского // Два века феномена А.С. Даргомыжского: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Тула, 2013. С. 67-75.

Трунов И.В. Опыт применения жанра вокализа на уроках сольного пения в аспекте решения некоторых проблем голосоведения // Молодой ученый. 2016. № 4 (108). С. 839-840. URL: https://moluch.ru/archive/108/26242/

У Х. Китайская художественная песня: история и теория жанра. Диссертация кандидата искусствоведения. Харьков, 2016.

Хэ С. Развитие и истоки китайской художественной песни. Вестник Чжэнчжоуского университета. 2014. № 7. С. 149-150.

Чепенкова Т.Ю. Вокализы как основа постановки певческого голоса // Проблемы теории и практики постановки голоса: материалы V международной научно-практической конференции. Саратов: Саратовский источник, 2019. С. 100-106.

Чжао Ж. Новые грани китайского романса в творчестве Лю Цуна // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2021. № 3: С. 184-192.

Загрузки

Опубликован

2023-10-15

Как цитировать

1.
Сяошуан Ц. Эволюция вокальных техник в истории музыкального искусства: от античности до современности. УО [Интернет]. 15 октябрь 2023 г. [цитируется по 3 декабрь 2024 г.];13(10-1):247-53. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1100

Выпуск

Раздел

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ