Методы обучения вокалу в различных культурных традициях: сравнительный анализ

Авторы

  • Ян Шаньнин Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки

DOI:

https://doi.org/10.25726/b8008-9947-4377-m

Ключевые слова:

музыкальная педагогика, вокальное искусство, культурная антропология, этномузыкология, психофизиология, сравнительный анализ, методы обучения, западноевропейская традиция, индийская традиция, африканская традиция, восточноазиатская традиция

Аннотация

В области музыкальной педагогики одним из наиболее сложных и многогранных аспектов является обучение вокалу. Специфика методологических подходов к обучению вокалу представляет собой объект научного изучения, который охватывает широкий спектр культурно-исторических, физиологических и психоакустических факторов. Статья направлена на сравнительный анализ методов обучения вокалу в различных культурных традициях, таких как западноевропейская, индийская, африканская и восточноазиатская. Через мультидисциплинарный подход, включая антропологические, этномузыкологические и психофизиологические методы, данная работа стремится выявить ключевые характеристики и особенности, присущие каждой культурной практике. Особое внимание уделяется научно обоснованным педагогическим методам, которые варьируются от структурированных уроков с применением современных технологий до традиционных форм наставничества. Статистические данные основаны на эмпирических исследованиях, проведенных в период с 1990 по 2020 годы, и включают в себя анализ более чем 300 научных статей, опубликованных в рецензируемых журналах с высоким уровнем цитирования (IF> 2.0). Спектр академических исследований в данной области продолжает расширяться, интегрируя аспекты психологии, нейронаук, физиологии и даже информационных технологий. Однако следует признать, что вопросы эффективности и оптимального сочетания различных методов до сих пор остаются открытыми и требуют дальнейшего исследования.

Библиографические ссылки

Айкина Л.П. К вопросу о развитии музыкальных способностей школьников // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 3 (64). С. 221-223.

Бреан А., Скейе Г.У. Музыка и мозг. Как музыка влияет на эмоции, здоровье и интеллект. пер. Шоголевой Д. Г. Москва, 2020. 295 с.

Брыкова А.А. Роль хорового пения в процессе преподавания музыки в образовательной школе. Образовательный форсайт. 2020. № 4 (8). С. 12-18.

Ван Ч. Сопоставительный анализ концепций русского и китайского музыкального образования // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей LX Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 октября 2022 года. Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.). -2022. - С. 170-172.

Копылов Н.Д. Особенности формирования гласных в процессе обучения академическому вокалу мужских голосов // Методологические проблемы современного музыкального образования: сборник статей по материалам X Международной научно-практической конференции. РГПУ им. А.И. Герцена. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. С. 98-101.

Красильников И.М., Красильникова М.С. Концептуальный взгляд на современный урок музыки. Педагогика искусства. 2019. № 4. С.103-111.

Люй Ц. Элементы преемственности в педагогическом наследии Шэнь Сяна // Музыкальное образование в современном мире; сборник научных трудов. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. Выпуск 9. С. 28-33.

Пивницкая О.В. Основные подходы к обучению народному пению в отечественной педагогике // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2015. № 1(9). С. 123- 133.

Пивницкая О.В. Особенности интонирования в современном эстрадном вокале: исторический и педагогический аспекты // Музыкальное искусство и образование. 2014. № 3. С. 127-133.

Подпоринова Н.О. Современное вокальное эстрадное искусство в контексте российской музыкальной традиции ХХ в. // Культурная жизнь Юга России. 2016. № 1 (60). С. 94-97.

Самолдина Н.А. Современные методы развития вокального мастерства учащихся // Концепт: науч.-метод. электрон. журн. 2015. Спецвып. № 20. С. 61-65. URL: http://e-koncept.ru/2015/75329.htm

Хуан П. Влияние русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы: Дис. канд. ист. наук. СПб., 2008. 160 с.

Цзо Ч. Русские музыканты в Китае. СПб.: Композитор, 2015. 334 с.

Цихэн В. Особенности современной системы музыкального образования в Китае // Научные стремления. 2020. Выпуск 18. С. 37-46.

Чжан, Лиюй, Чэн, Лоюй. Сравнительное исследование китайского и западного фольклора. Пекин: Изд-во китайской обществ. науки, 2016. 385 с.

Загрузки

Опубликован

2023-10-15

Как цитировать

1.
Шаньнин Я. Методы обучения вокалу в различных культурных традициях: сравнительный анализ. УО [Интернет]. 15 октябрь 2023 г. [цитируется по 3 июль 2024 г.];13(10-1):231-8. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1098

Выпуск

Раздел

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ