Эмоциональный интеллект музыканта: модели и основные компоненты
DOI:
https://doi.org/10.25726/e3305-0741-1174-lКлючевые слова:
эмоциональный интеллект, обучение музыке, образование, эмоции, регулирование, всестороннее развитиеАннотация
Современная реальность выдвигает серьезные требования к повсеместному введению качественного образования, которое, в свою очередь, направлено на всестороннее развитие личности. Именно по этой причине эмоциональный интеллект привлекает все больше внимания ученых как в России, так и по всему миру. Объектом исследования становится не только эмоциональный интеллект как феномен, но и его влияние на успеваемость школьников и их социализацию. У музыкального образования эмоциональная составляющая, пожалуй, больше, чем у любого другого рода человеческой деятельности, влияет на улучшение эмоционального интеллекта учащихся. Позитивный настрой, в свою очередь, помогает выстраивать ученикам гармоничные коммуникации со сверстниками, родителями, педагогами, понимать свои желания, эмоции и мотивацию. В рамках статьи анализируются ряд компонентов эмоционального интеллекта и особенности его формирования в процессе обучения музыкантов. Формулируется вывод о том, что формирование и развитие эмоционального интеллекта – это последовательный и сложный процесс, который требует усилий как со стороны педагога, так и со стороны ученика. Как будущий, так и действующий музыкант должен быть способен не только к саморефлексии, но и к эмпатии. Способность понимать, управлять и контролировать свои и чужие эмоции – важный навык для любого члена современного общества.
Библиографические ссылки
Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системе // Психология формирования и развития личности. 1981. С. 3-19.
Безбородова Л.А. Теоретические и практические основы проектирования процесса музыкального образования младших школьников. Москва: тип. МПГУ, 2018. С. 167.
Горбатова О.В. Особенности социально-коммуникативной функции музыки в современной культуре // Культура. Духовность. Общество. 2014. №14. С. 141-145.
Елеференко И.О. Синергизм эмпатии // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2007. №4. С. 27-40.
Монина Г.Б. Эмоциональный интеллект как фактор личностного и профессионального роста // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2011. №3 (33). С. 88-94.
Пэй Чжисинь. Краткое обсуждение развития эмоционального интеллекта учащихся с помощью обучения музыке [J].Научный китайский язык, 2016 (12Z).
Чжан Айлинг. О развитии эмоционального интеллекта у учащихся средней школы при обучении музыке [J]. Журнал медицинского колледжа Цзинганшань. 2009. № 16 2). С. 22-23.
Шанг На. О развитии эмоционального интеллекта учащихся с помощью музыкального образования [J]. Журнал Наньчанской средней школы. 2009. № 24(3). С. 86-87.
Mayer, J.D., Salovey, P., Caruso, D. Emotional intelligence: Theory, findings, and implications / J.D. Mayer, P. Salovey, D. Caruso // Psychol. Inq. -2004. - Vol. 15. - No. 3. P. 197-215.
Mayer, J.D., Caruso, D.R, Salovey P. Emotional intelligence meets traditional standards for an intelligence // Intelligence. 1999. 27. P. 267–298.