Технологии организации конкурсов в системе среднего профессионального образования
DOI:
https://doi.org/10.25726/a3939-3002-4038-mКлючевые слова:
конкурсы профессионального мастерства; компетенции; мотивирующие факторы; обучающиеся; престиж профессии; профессиональный рост; рабочие профессии; развитие и самосовершенствование; стандарты WorldSkills.Аннотация
В статье раскрываются вопросы актуальности организации конкурсного движения в системе среднего профессионального образования (СПО) в современных условиях. Цель статьи – рассмотреть технологии организации конкурсов в системе среднего профессионального образования. Задачи статьи: рассмотреть алгоритм подготовки и этапы проведения конкурса профессионального мастерства; проанализировать основные мотивирующие факторы конкурсной деятельности студентов образовательных организаций СПО. Основные методы исследования: обзор, сравнение, анализ и синтез, обобщение. Проведенное исследование показало, что конкурсы профессионального мастерства является одной из наиболее действенных форм внеурочной работы в целях развития и популяризации специальности, повышения уровня профессиональной подготовки обучающихся, а конкурсы материально-технического обеспечения образовательных организаций направлены на выявление лучших практик эффективного использования мастерских образовательных организаций, содействуют улучшению инфраструктуры, повышению уровня материально-технической оснащённости колледжей и техникумов, созданию мастерских, соответствующих современным международным стандартам.
Библиографические ссылки
Агатаев К.М. Демонстрационный экзамен по стандартам Worldskills International – не панацея, а требование рынка труда // Педагогическая наука и практика. 2019. №3(25). С. 76-79.
Белогурова Я. Г. Конкурсы профессионального мастерства как средство развития общих и профессиональных компетенций обучающихся // Молодой ученый. 2016. №15.1. С. 49-52.
Богачева Е.С. Среднее профессиональное образование: компетенции как институциональные параметры качества: автореф. дис. … канд. социол. наук: 22.00.04. Новочеркасск, 2011. 23 с.
Бурылов В.С. Роль олимпиад и конкурсов в системе спо в повышении качества образования // Материалы научно-методической конференции СЗИУ РАНХиГС. 2020. №1. С. 39-42.
Васильева Н.А., Пересторонин Г.А., Юрьева Л.В. Профессиональные конкурсы как трамплин повышения профессионального потенциала студентов СПО // Материалы V Международной научно-практической конференции «Профессиональное образование: проблемы, исследования, инновации». Екатеринбург: УМЦ УПИ, 2018. С. 300-304.
Глобальная конкурентоспособность российского образования. Материалы для дискуссии / И.В. Абанкина, А.А. Беликов, О.С. Гапонова, Ф.Ф. Дудырев, Ю.Н. Корешникова, И.А. Коршунов, С.Г. Косарецкий, Т.А. Мерцалова, А.К. Нисская, Д.П. Платонова, П.С. Сорокин, Б.М. Таловская, И.Д. Фрумин; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 112 с.
Коновалова Ю.В. Конкурсы профессионального мастерства как элемент профессиональной подготовки студентов СПО // Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Инновации. Наука. Молодежь». Челябинск: ЧОУВО МИДиС, 2019. С. 90-92.
Малиновский Е.С. Конкурсное движение WorldSkills как механизм инновационного развития профессиональной образовательной организации // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. Вып. 3. С. 38-43.
О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 // Информационно-правовой портал «Гарант». https://base.garant.ru/71937200/ (дата обращения: 01.04.2021).
Ольховикова О.В. Принципы подготовки к конкурсам профессионального мастерства студентов СПО // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2020. №1. С. 2.
Ольховикова О.В., Конкурсная деятельность как система повышения престижа рабочих профессий студентов СПО // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №56-1. С. 182-189.
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 04.12.2014 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171774/ (дата обращения: 01.04.2021).
Самигуллин Р.Р., Демин С.А. Особенности подготовки участников к чемпионатам Worldskills // Материалы 23-й Международной научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании» / под научной редакцией Е.М. Дорожкина, В.А. Федорова. Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2018. С. 591-593.
Соловьева С.И., Гитман Е.К. Повышение качества подготовки студентов СПО через реализацию конкурсной деятельности // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2020. №2. С. 19-25.
Тулегенов Е.Н. Транслирование опыта проведения чемпионатов Worldskills в период карантина // Педагогическая наука и практика. 2020. №3(29). С. 114-115.