Психолого-педагогические основы формирования исполнительских навыков на кларнете у студентов музыкальных вузов
Ключевые слова:
исполнительские навыки, кларнет, музыкальное образование, психолого-педагогические основы, высшее образование, методика обученияАннотация
Статья посвящена психолого-педагогическим основам формирования исполнительских навыков на кларнете у студентов музыкальных вузов. Актуальность темы обусловлена необходимостью совершенствования методик обучения игре на духовых инструментах в высшем музыкальном образовании. Цель исследования - выявить и обосновать ключевые психолого-педагогические факторы, влияющие на эффективность формирования исполнительских навыков кларнетистов. Задачи включают: анализ научной литературы по проблеме, разработку теоретической модели формирования навыков, ее эмпирическую проверку. Методы: теоретический анализ, моделирование, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных. Эмпирическая база: 68 студентов музыкальных вузов, обучающихся игре на кларнете. Основные результаты: доказана значимость мотивационного (r=0,76, p<0,01), когнитивного (r=0,81, p<0,01) и психомоторного (r=0,84, p<0,01) компонентов в структуре исполнительских навыков; разработана и верифицирована модель их поэтапного формирования. Теоретическая значимость: уточнен понятийный аппарат, обоснована структура исполнительских навыков кларнетиста. Практическая ценность: предложены научно обоснованные рекомендации по совершенствованию методики обучения игре на кларнете в вузе. Перспективы исследования связаны с апробацией модели на более широких выборках, в том числе в рамках международных сопоставлений.
Библиографические ссылки
Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Классика-XXI, 2008. 352 с.
Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М.: NB Магистр, 1993. 190 с.
Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада. М.: Классика-XXI, 2006. 156 с.
Корлякова С.Г. Психомоторика и ее развитие у музыкантов. Ставрополь: СГУ, 2008. 140 с.
Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Академический Проект, 2009. 400 с.
Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. М.: Владос, 2001. 320 с.
Сраджев В.П. Развитие музыкально-исполнительской техники как проблема музыкознания // Искусство и образование. 2009. № 6. С. 101-108.
Старчеус М.С. Слух музыканта. М.: МГК им. П.И. Чайковского, 2003. 640 с.
Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. СПб.: Композитор, 2008. 368 с.
Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества. М.: Советский композитор, 1988. 384 с.
Бочкарев Л.Л. Проблемы психологии музыкальных способностей // Художественное образование и наука. 2014. № 2. С. 55-62.
Переверзева Н.А. Исполнительская интонация и музыкальный стиль // Музыковедение. 2011. № 4. С. 53-58.
Торопова А.В. Феноменология музыкального сознания: между экспериментальной психологией и практикой музыкального образования // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2014. № 4(35). С. 106-119.
McPherson G.E., Schubert E. Measuring performance enhancement in music. Musical excellence. Ed. by A. Williamon. Oxford: Oxford Univ. Press, 2004. рр. 61-82.
Thompson W.F., Dalla Bella S., Keller P.E. Music performance // Advances in cognitive psychology. 2006. Vol. 2(2-3). рр. 99-102.