Инновационные методы обучения вокалу в системе современного музыкального образования

Авторы

  • Ибин Шан Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Ключевые слова:

вокальная педагогика, инновационные методы, музыкальное образование, функциональный тренинг, резонансное пение, музыкально-речевая ритмика

Аннотация

В статье рассматриваются инновационные методы обучения вокалу в системе современного музыкального образования. Цель исследования – выявление и систематизация эффективных педагогических подходов и технологий, способствующих оптимизации процесса формирования вокальных навыков у обучающихся. Методологическую основу составили анализ научной литературы, обобщение педагогического опыта, эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, тестирование), а также статистическая обработка данных. Эмпирическая база включала выборку из 120 учащихся музыкальных школ и колледжей в возрасте от 7 до 20 лет. В результате были выделены и охарактеризованы ключевые инновационные методы обучения вокалу: метод функциональных тренингов (r=0,78; p<0,01), метод музыкально-речевой ритмики (r=0,74; p<0,01), метод резонансного пения (r=0,81; p<0,01). Показана их эффективность в развитии основных параметров певческого голоса – тембра, дыхания, дикции, диапазона. Сделан вывод о целесообразности комплексного применения данных методов для достижения оптимальных результатов в вокальной педагогике. Намечены перспективы дальнейшего исследования проблемы с учетом дифференциации обучающихся по возрасту и уровню подготовки.

Библиографические ссылки

Агин М.С., Дейнега В.Г. Вокально-эстрадный тренинг: уч. пос. СПб.: Планета музыки, 2020. 80 с.

Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной педагогики. Ч. 1. СПб.: Лань, 2018. 468 с.

Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1968. 366 с.

Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. М.: Смысл, 2001. 252 с.

Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы экспериментальной педагогики искусства. М.: Музыка, 1971. 232 с.

Ковнер А. Нужен ли академический вокал в XXI веке? М.: ГИИ, 2020. 108 с.

Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. М.: Институт психологии РАН, 2002. 496 с.

Морозов В.П. Тайны вокальной речи. Л.: Наука, 1967. 204 с.

Поляков А.С. Методика преподавания эстрадного пения. Экспресс-курс. М.: Согласие, 2015. 248 с.

Риггс С. Как стать звездой. Аудиошкола для вокалистов. М.: Guitar сollege, 2000. 104 с.

Романова Л.В. Школа эстрадного вокала: уч. пос. СПб.: Лань, 2007. 40 с.

Сет Риггс. Пойте как звезды. М.: Guitar сollege, 2007. 128 с.

Ховард Э. Техника пения: вокал для всех. М.: Смолин К.О., 2009. 64 с.

Sadolin C. Complete Vocal Technique. Copenhagen: Shout Publications, 2012. 255 p.

Tomatis A. The Ear and the Voice. Toronto: The Scarecrow Press, 2005. 213 p

Загрузки

Опубликован

2024-08-15

Как цитировать

1.
Шан И. Инновационные методы обучения вокалу в системе современного музыкального образования. УО [Интернет]. 15 август 2024 г. [цитируется по 18 май 2025 г.];14(10-1):248-55. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1777

Выпуск

Раздел

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ