Корпоративная культура университета как фактор развития международных образовательных программ

Авторы

  • Елена Александровна Локтионова Байкальский институт БРИКС Иркутского национального исследовательского технического университета
  • Елена Игоревна Сарапульцева Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Ключевые слова:

интернационализация высшего образования, междисциплинарность, международные программы, корпоративная культура университета, кадровый потенциал, инновации

Аннотация

На примере ядерного университета МИФИ обоснована роль корпоративной культуры вуза в межкультурной адаптации иностранных студентов к обучению в российских вузах, а также в готовности университета к таким новым вызовам, как реализация международных междисциплинарных образовательных программ и других образовательных инициатив. В статье показано, что кадровый потенциал университета и сложившаяся корпоративная культура вуза относятся к ключевым факторам развития и продвижения междисциплинарных образовательных программ на международном рынке. Проанализированы особенности подходов к их разработке и реализации, а также к организации преподавательской работы и учебной деятельности студентов с учетом ментальности и социокультурных взаимодействий представителей разных стран и культур. Показано, что междисциплинарная интеграция меняет содержание образования к более насыщенному и целостному, активируя познавательную деятельность обучающихся и формируя интегрированное профессиональное мышление. Авторы выделяют «три кита» междисциплинарного образования в области ядерной медицины в МИФИ – освоение профессиональными, коммуникативными и предпринимательскими компетенциями, направленными на подготовку лидеров и новаторов. Показано, что для формирования гибких навыков педагог должен рассматриваться не только как лидер и новатор в образовательном процессе, но и как друг и наставник в социокультурной среде вуза, помогающий раскрыть личностный потенциал студента, учитывающий и понимающий разный менталитет, подходы к обучению и контролю знаний в разных странах. Авторы статьи обращают особое внимание на особую роль корпоративной культуры университета в процессе привлечения, удержания и развития молодых специалистов, занятых на международных междисциплинарных программах

Библиографические ссылки

Альтбах Ф., Райсберг Л., Салми Дж., Фрумин И. Ускоренные университеты: соединение идей и денег для достижения академического совершенства М.: Издательский дом ВШЭ, 2022. 349 с.

Афанасьева Д.О., Гулиус Н.С., Кашпур В.В., Кузнецов А.Г., Петрова Г.И., Юрина Е.А. Исследование трансформации корпоративной культуры университета (опыт Национального исследовательского Томского государственного университета) // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 101(1). С. 53-64.

Бухарева Л.М. Государственный и частный секторы высшего образования в Бразилии // Педагогика. 2002. № 29. С. 98-103.

Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. Отв. ред. А.Л. Яншин. М.: Наука, 1991. 270 с.

Данилова Т.В., Еловикова Д.А., Моспанова Н.Ю. Развитие инновационных форм обучения с совмещением дистантных форм в высших учебных заведениях // Вопросы истории. 2023. № 8-1. С. 230-239.

Де Вит Х., Хантер Ф. Интернационализация высшего образования: переломный момент // Международное высшее образование. 2015. № 78. С. 6-7.

Друкер П. Эффективное управление предприятием. М.: Вильямс, 2008. 224 с.

Кларк Б. Создание предпринимательских университетов. Организационные направления трансформации. М.: ИД ВШЭ, 2019. 240 с.

Княгинин В.Н., Липецкая М.С. Биомедицина-2040. Горизонты науки глазами ученых. СПб.: Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад», 2017. 27 с.

Котлер Ф., Келлер К. Маркетинг менеджмент. СПб.: Питер, 2022. 848 с.

Лазарева Л.В., Куц А.В., Лыгина М.А. Интернационализация высшего образования и социализация студенческой молодежи // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2023. Т. 9. № 4. C. 3-17.

Лиск Б. Интернационализация образовательного процесса и учебной деятельности студентов // Русскоязычная версия информационного бюллетеня International Higher Education. 2015. № 78. С. 9-11

Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета. М.: ИД ВШЭ, 2019. 144 с.

Петренко Ю. Нужна ли физика врачу? // Наука и жизнь. 2003. № 5. С. 32-35.

Покровская Е.М., Раитина М.Ю., Суслова Т.И. Внедрение практики междисциплинарной конвергенции в образовательном пространстве университета // Доклады ТУСУРа. 2017. Т. 20. № 3.

Цигулева О.В. Современное состояние негосударственного образования в странах Азии и Латинской Америки // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 3. С. 140-143.

Чао-мл. Р.Я. Интернационализация высшего образования в парадигме «идеализм – утилитаризм» // Русскоязычная версия информационного бюллетеня International Higher Education. 2015. № 78. С. 7-9.

Чеботарева Е.Ю. Межкультурная адаптация к России студентов из Азии, Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». 2011. № 3. С. 6-11.

Шкунев В.Н. Основные тенденции развития высшего образования в странах Латинской Америки и Карибского бассейна в условиях глобализации // Научное обозрение. Педагогические науки. 2018. № 1. С. 64-68.

Щупленков О.В., Щупленков Н.О. Проблема трансформации ценности образования молодым поколением // Современное образование. 2013. № 1. С. 44-105.

Ядова М.А. Африканская молодежь перед глобальными вызовами XXI века: жизненные траектории и социальные практики // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2020. Вып. 5. C. 153-160.

Altbach Ph. G., Salmi J. The road to academic excellence: the making of world-class research universities. Washington: The World Bank, 2011. 10 p.

Course S. HKUST soars: The first decade. Hong Kong: Office of University Development and Public Affairs and the Publishing Technology Center. Hong Kong: Hong Kong University of Science and Technology, 2001. 8 p.

Jones E., Coelen R., Beelen J., Wit de H. Global and local internationalization. Boston: Sense Publishers, 2015. 200 p.

Roberts E., Eesley C. Enterpreneural impact: the role of MIT // Foundations and trends in entrepreneurship. 2011. Vol. 7. №1-2. pp. 1-149.

Salmi J. The challenge of establishing world-class universities. Washington: the World Bank, 2009. 23 p.

Indo-Russian Education Summit. New-Delhi, 2024. https://indorussianeducationsummit.com/

Загрузки

Опубликован

2024-08-15

Как цитировать

1.
Локтионова ЕА, Сарапульцева ЕИ. Корпоративная культура университета как фактор развития международных образовательных программ. УО [Интернет]. 15 август 2024 г. [цитируется по 13 декабрь 2024 г.];14(8-1):141-56. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1706

Выпуск

Раздел

НОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ