Пришкольные учебно-опытные участки: от популяризации лучших достижений сельского хозяйства до профориентационной работы со школьниками в области агробиологии
Ключевые слова:
пришкольный учебно-опытный участок, ранняя профориентация школьников, сельское хозяйство, агробионаправления, экологическое воспитание, опыты с растениями, проектная деятельность.Аннотация
Цель исследования – обобщение исторического опыта и раскрытие возможностей, имеющихся в настоящее время у школ, по возрождению и использованию пришкольных учебно-опытных участков в качестве базы и вспомогательного инструмента для проведения уроков биологии, различных внеклассных и дополнительных занятий со школьниками, направленных на более эффективное усвоение предмета и раннюю профориентацию. В статье анализируется история создания пришкольных участков в нашей стране и трансформация их основных задач и функций, приводятся примеры положительного опыта по инициации и развитию современных проектов профориентации школьников в части аграрных и общебиологических тематик, закладке учебно-опытных участков в московской школе № 1282 «Сокольники» и на территории Института проблем управления им. В. А. Трапезникова Российской академии наук (ИПУ РАН). В статье также рассматриваются возможности проведения тематических занятий с использованием сельскохозяйственных растений, рекомендуемых авторами к посадке на пришкольном учебно-опытном участке. Обосновывается необходимость возрождения пришкольных учебно-опытных участков (агрополигонов), являющихся хорошо зарекомендовавшей себя базой для изучения ряда предметов естественно-научного цикла, экологического воспитания, организации внеклассной работы со школьниками, а также общественно полезного труда. В результате авторы приходят к заключению, что проведение таких занятий будет способствовать познанию окружающего мира, формированию и развитию личности, приобретению необходимых знаний, умений и навыков, а также вовлечению школьников в различные исследовательские проекты по естественным наукам, популяризации науки среди детей и молодежи, формированию положительного образа различных профессий, связанных с агробионаправлениями (агроном, селекционер, биолог и др.).
Библиографические ссылки
Александров В.А. Краткое руководство к устройству и ведению школьных садов при сельских училищах. СПб.: Изд-во А.Ф. Девриена, 1892. 88 с.
Болдырев Н.И. Юный натуралист. Под ред. Б.В. Всесвятского. М.: Молодая гвардия, 1936. 174 с.
В Новоивановском заработал Экосад: интернет-портал Одинцовского района Московской области. Новости. Одинцовская неделя. 14.06.2006. https://oinfo.ru/news/?id=7529&ysclid=lwelpuqmtd79632002/
Глотова Г.А., Хамитова П.А. Представления школьников о проектно-исследовательской деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2017. № 4. С. 34-53.
Журавлева Е.В. Решение вопросов подготовки кадров через популяризацию науки и раннюю профориентацию школьников в области агро- и бионаправлений // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. Вып. 4. С. 366-373.
Исторический очерк экономических мероприятий Московского губернского земства. М.: Экономическое бюро Московской губернской земской Управы, 1895. 74 с.
Кошелев П. План мероприятий по огородничеству и садоводству в Тверской губернии. Тверь: Тип. Тверского губернского земства, 1913. 6 с.
Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 292-307.
Летний уголок живой природы: воспитываем здоровую молодежь. Вып. 7. М.: ГИЗ; Ленинград: ГИЗ, 1929. 37 с.
Мещерский И.И. Как устраивать сады при народных школах? Наставление для учителей, земских деятелей и др. 5-е изд. СПб.: Тип. В. Демакова, 1900. 68 с.
О земельных участках при начальных, семилетних и средних школах: постановление Совета министров СССР от 22.09.1947 № 3321. Документ доступен в ИБ «Документы СССР» в системе «КонсультантПлюс». https://consultant.ru/
О мерах по улучшению преподавания биологии в семилетних и средних школах и работы на школьных учебно-опытных участках: постановление Совета министров СССР от 16.02.1952 № 869. https://e-ecolog.ru/docs/CfqHwZjBwmHjE_DvahR46/
О Положении об учебно-опытном участке общеобразовательной школы: приказ Министерства просвещения РСФСР от 02.06.1986 № 140. https://base.garant.ru/70517314/
О признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых актов Министерства просвещения СССР, Министерства высшего и среднего специального образования СССР и Государственного комитета СССР по народному образованию: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2011 № 2816. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70040892/
О Типовом положении об учебно-опытном участке общеобразовательной школы: приказ Министерства просвещения СССР от 19.03.1986 № 69. Документ доступен в ИБ «Документы СССР» в системе «КонсультантПлюс». https://consultant.ru/
Пашкевич В.В. Плодоводство в Вятской губернии. СПб.: Тип. Альтшулера, 1904. 68 с.
Резниченко А.Г. Школьный плодово-ягодный сад. М.: Учпедгиз, 1954. 260 с.
Сорокоумова Е.А., Чердымова Е.И. Развитие структурных компонентов экологического сознания для формирования гражданской идентичности личности // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 1. С. 102-112.
Статистические сведения по начальному образованию в Российской империи 1898-1908. Вып. 2. Данные 1898 года. СПб.: Издание Департамента народного просвещения, 1900. 277 с.
Степанов И.М. Садоводство и огородничество в Петергофском уезде Петроградской губернии за 1914 год: Обзор уездного инструктора по садоводству и огородничеству Петергофского земства. Петроград, 1915. 22 с.
Фимина Н.В. Пришкольный участок-огород // Советник в сфере образования. 2016. № 6. С. 49-52.
Фурсов С.В. Научное волонтерство как новое направление добровольческой деятельности студентов и школьников (на примере платформы «Волонтер-натуралист») // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. Вып. 1. С. 37-45.
Шалаев В.Ф. Пришкольный участок в начальной школе. М.: Учпедгиз, 1949. 148 с.